«На шее мелких чёток ряд…» А. Ахматова
* * * На шее мелких четок ряд,
В широкой муфте руки прячу,
Глаза рассеянно глядят
И больше никогда не плачут.И кажется лицо бледней
От лиловеющего шелка,
Почти доходит до бровей
Моя незавитая челка.И непохожа на полет
Походка медленная эта,
Как будто под ногами плот,
А не квадратики паркета.А бледный рот слегка разжат,
Неровно трудное дыханье,
И на груди моей дрожат
Цветы небывшего свиданья.
1913 г.
Анализ стихотворения Ахматовой «На шее мелких четок ряд…»
В апреле 1921 года издательство «Петрополис» выпустило третий сборник Ахматовой, получивший название «Подорожник» и напечатанный тиражом в тысячу экземпляров. В числе стихотворений, включенных в книгу, – «На шее мелких четок ряд…». Произведение датировано 1913 годом и относится к раннему творчеству Анны Андреевны. Впервые оно было опубликовано еще до революции – в 1914 году. Тогда текст имел заглавие – «Дама в лиловом», от которого впоследствии поэтесса почему-то отказалась.
В стихотворении Ахматова рисует автопортрет. Перед читателями предстает женщина, чьи руки спрятаны в широкой муфте, шею украшает «мелких четок ряд». Ее лицо отличает бледность, которая подчеркнута одеждой из «лиловеющего шелка». Едва ли не главная и самая яркая деталь внешности – незавитая челка, почти доходящая до бровей. В подобном образе Анна Андреевна изображена на знаменитом портрете, нарисованном художником-авангардистом Натаном Исаевичем Альтманом в 1914 году. Рассматриваемое стихотворение – плоть от плоти своего времени. На заре 1910-х годов шелк, который носит лирическая героиня, считался очень модной тканью, а один из ключевых цветов эпохи модерна – лиловый. Тогда же начала становится актуальной бледность, достигнувшая пика популярности вместе с широким распространением в мире немого кинематографа. Из анализируемого текста становится понятно, что Анна Андреевна была не просто талантливой и известной поэтессой, но и женщиной, знающей толк в моде и при этом имеющей собственный узнаваемый стиль.
Стихотворение «На шее мелких четок ряд…» – прекрасный образец ранней интимной лирики Ахматовой. Его героиня – женщина, которая переживает несчастную любовь. Несмотря на то, что она сильная личность, боль еще не успела утихнуть до конца. Недаром глаза ее больше не плачут, но еще «рассеянно глядят». Есть в облике лирической героини какая-то потерянность, бесприютность. Выражены они и в походке – медленной, имеющей мало общего с полетом, будто под ногами не надежный паркет, а неустойчивый плот. В этом стихотворении о мужчине – объекте любви – Ахматова предпочитает не рассказывать. Читателям практически ничего не сообщается о том, какой у него характер, как он выглядит, каким образом складывались отношения между ним и героиней. Гораздо важнее для поэтессы – описать, что чувствует женщина, как переживает роман, который не сложился.
Автор: Анна Ахматова