Гекзаметр
Античное стихосложение или метрика сильно отличается от привычной русскому читателю силлабо-тоники. Несмотря на то, что русские стиховеды XVIII века, заложившие основы силлабо-тонической системы, пользовались древнегреческими терминами и принципами стихосложения, некоторые размеры могут оставаться трудными для понимания.
Одним из таких размеров является гекзаметр. Этот термин происходит от греческого слова «hexametron», которое образовано словами «hex» – «шесть» и «metron» – «мера». Гекзаметр – это сложно организованный размер. Как следует из названия, так называли любые стихи, состоящие из шести стоп. Чаще под гекзаметром понимался стих, сложенный из шести дактилей или спондеев, причём последняя стопа обычно представляла собой хорей или спондей. Вследствие этого стихи обычно имели женское окончание (т. е. последний слог слабый).
Предполагают, что гекзаметр зародился в Древней Греции до VIII веке до нашей эры, вероятнее всего в Микенскую эпоху. Таким образом, это один из древнейших размеров квантитативной системы стихосложения. Некоторые исследователи склоняются к гипотезе, что гекзаметр был заимствован древними греками из хеттской и хурритской поэзии, хотя единого мнения о существовании долгот в хеттском языке нет.
Первые произведения, созданные на основе гекзаметра, были устными. Они передавались странствующими сказителями и певцами – аэдами. Это были нерифмованные стихи, хорошо запоминающиеся благодаря ритму. Древние исследователи приписывали изобретение этого размера божествам и героям, покровительствовавшим искусству, Аполлону, Орфею и др. Существует легенда, согласно которой гекзаметр придумала Фемоноя, дочь Аполлона, ставшая первой дельфийской пифией. Таким образом, стихи, написанные гекзаметром, имели сакральное значение, произносились во время ритуалов, исполнялись как религиозные гимны и декламировались нараспев под аккомпанемент древних музыкальных инструментов.
Из ритуальных песнопений гекзаметр перешёл в эпос и героическую поэзию. Первое письменное свидетельство применения этого размера относится к VI до нашей эры. Мы встречаем гекзаметр в произведениях Гомера («Одиссея», «Илиада»), киклических поэмах («Фиваида», «Киприи», «Эфиопида» и др.), в которых освещались мифологические и исторические сюжеты. Исследователи отмечают, что в этих трудах гекзаметр отличается стройностью и сформированностью, которые приобрёл за столетия устной передачи. Древнегреческий учёный Аристотель считал этот размер наиболее устойчивым и убедительным.
Из эпической поэзии гекзаметр перешёл в средние жанры – послания, сатирические произведения, буколики (жанр песен и стихов, повествующих о пастушеской жизни).
В римскую литературу этот размер попал благодаря Квинту Эннию, который продемонстрировал, как элементы греческой метрики могут применяться в латинском языке. Гекзаметр прижился в римской поэзии настолько, что вытеснил типичный для неё сатурнийский стих (народный стих, названный по имени бога Сатурна, позднее применялся в религиозных обрядах и эпитафиях).
Упадок античной цивилизации предопределил угасание и квантитативной поэзии. Классический гекзаметр мог существовать только в условиях языков, в которых значимым параметром является долгота гласных звуков. В иных формах поэзии гекзаметры могут быть только имитированными и искусственно организованными.
Основные особенности и структура гекзаметра
Прежде чем рассуждать о структуре гекзаметра, следует определить основные понятия. Ключевыми в этом случае будут такие термины, как «арсис», «тесис», «цезура», «мора», «диереза», «стопа», «стих».
Стих – это особым образом организованный отрезок поэтической речи, состоящий из определённого ряда слов. Каждый стих расположен на отдельной строке.
Стопа – структурная единица стиха, часть слова, состоящая из сильных и слабых слогов, построенных в определённом порядке.
Арсис – сильный или долгий слог. В литературе обозначается значком «–».
Тесис – слабый или краткий слог. Часто состоит из одного краткого гласного либо сочетания согласного и краткого гласного звуков. Схематическое обозначение «∪».
Мора – промежуток времени, требующийся для произнесения слога. Одна мора равна тесису. Для произнесения арсиса требуется две моры.
Цезура – ритмическая пауза в стихе, применяется для облегчения декламации и придания большей эмоциональности и выразительности.
Диереза (от греческого «diairesis» – «paзpыв, paздeлeниe») – опущение звука или слога, производимая с целью облегчения произношения.
Гекзаметр, применявшийся в героическом эпосе, – это стих, состоящий из шести стоп. Заполнение стоп могло иметь два варианта: арсис всегда долгий слог, а тесис мог быть либо одним долгим, либо двумя короткими. Таким образом соблюдается принцип равного количества слогов. Последний слог всегда имеет женское окончание, т. е. слабый.
Если изобразить гекзаметр в общем виде, то схема будет выглядеть следующим образом:
– ∪ ∪| – ∪ ∪| – ∪ ∪| – ∪ ∪| – ∪ ∪| –
Чаще всего в гекзаметре применялись дактили (четырёхморная стопа с первым сильным слогом, арсисом, и двумя слабыми, тесисами), которые могли быть заменены спондеями (четырёхморная стопа, состоящая из двух сильных арсисов). Таким образом, существовало 32 варианта гекзаметров.
Часто встречаются стихи, в которых дактили из первых четырёх стоп заменены спондеями. Если же спондей стоял вместо дактиля в пятой стопе, то такой стих назывался спондеическим гекзаметром. Это явление считается достаточно редким, поскольку большинство поэтов придерживалось употребления дактиля в этой стопе.
Поскольку строка гекзаметра является достаточно продолжительной и сложной для чтения, у чтецов и поэтов возникала потребность в паузе. Такие паузы в виде диерез и цезур встречаются в определённых местах стиха. Они создают эффект ритмический симметрии и разделяют стих на два относительно равных полустишия. Следует помнить, что цезура могла рассекать только стих, отделяя друг от друга целые слова, а не разделять слоги одного слова.
Диереза, напротив, могла разделять слово на отдельные части. Такая пауза применялась в буколической поэзии, повествующей о жизни пастухов.
На ранних этапах, когда гекзаметрические стихи произносились в ритуальных целях, пауз обычно не делали и произносили их нараспев монотонно. В более поздние периоды, когда у стихов стали появляться авторы, изменился и стиль и структура размера. В нём сохранилась постоянная долгота, но стал меняться состав слогов, появились паузы, показывающие начало и конец трёхморных фрагментов.
Как уже было сказано выше, гекзаметр использовали в своём творчестве такие поэты, как Гомер, Квинт Энний. Применяли его Гораций, Вергилий, Феокрит и другие. При переводе на русский язык, конечно, гекзаметр воспроизводится с трудом, поскольку в нём не существует понятия долготы звука. Однако некоторые поэты, например В. А. Жуковский, А. С. Пушкин и др. предпринимали попытки имитации гекзаметра при переводе античных произведений или создании собственных. Вот один из примеров:
Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который,
Странствуя долго со дня, как святой Илион им разрушен,
Многих людей города посетил и обычаи видел.«Одиссея», Гомер, перевод В. А. Жуковского.