Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Анализ стихотворений, Владислав Ходасевич, Тяжёлая лира

«Музыка» В. Ходасевич

Всю ночь мела метель, но утро ясно.
Еще воскресная по телу бродит лень,
У Благовещенья на Бережках обедня
Еще не отошла. Я выхожу во двор.
Как мало всё: и домик, и дымок,
Завившийся над крышей! Сребро-розов
Морозный пар. Столпы его восходят
Из-за домов под самый купол неба,
Как будто крылья ангелов гигантских.
И маленьким таким вдруг оказался
Дородный мой сосед, Сергей Иваныч.
Он в полушубке, в валенках. Дрова
Вокруг него раскиданы по снегу.
Обеими руками, напрягаясь,
Тяжелый свой колун над головою
Заносит он, но – тук! тук! тук! – не громко
Звучат удары: небо, снег и холод
Звук поглощают… «С праздником, сосед».
– «А, здравствуйте!» Я тоже расставляю
Свои дрова. Он – тук! Я – тук! Но вскоре
Надоедает мне колоть, я выпрямляюсь
И говорю: «Постойте-ка минутку,
Как будто музыка?» Сергей Иваныч
Пеpeстaeт работать, голову слегка
Приподнимает, ничего не слышит,
Но слушает старательно… «Должно быть,
Вам показалось», – говорит он. «Что вы,
Да вы прислушайтесь. Так ясно слышно!»
Он слушает опять: «Ну, может быть –
Военного хоронят? Только что-то
Мне не слыхать». Но я не унимаюсь:
«Помилуйте, теперь совсем уж ясно.
И музыка идет как будто сверху.
Виолончель… и арфы, может быть…
Вот хорошо играют! Не стучите».
И бедный мой Сергей Иваныч снова
Пеpeстaeт колоть. Он ничего не слышит,
Но мне мешать не хочет и досады
Старается не выказать. Забавно:
Стоит он посреди двора, боясь нарушить
Неслышную симфонию. И жалко
Мне, наконец, становится его.
Я объявляю: «Кончилось!» Мы снова
За топоры беремся. Тук! Тук! Тук!.. А небо
Такое же высокое, и так же
В нем ангелы пернатые сияют.

Дата создания: 15 июня 1920 г.

Анализ стихотворения Ходасевича «Музыка»

Стихотворение «Музыка» написано в 1920 году. Читая его, трудно себе представить, что в стране бушует гражданская война, а холод и голод подтачивают и без того хрупкое здоровье поэта. Произведение пронизано ожиданием чуда и радостью жизни, изложение неспешно и полно восторга созерцания. Удивительное свойство таланта Ходасевича-мистификатора – создание новых миров, о которых читатель до него и не подозревал.

Стихотворение включает такие средства художественной выразительности:

  • инверсию – «мела метель», «бродит лень», «ангелов гигантских», «маленьким оказался сосед», «тяжелый свой колун (топор)», «заносит он», «звучат удары», «мешать не хочет», «жалко мне … становится его», «ангелы пернатые», «говорит он», «совсем уж ясно», «бедный мой» – предназначенную для выделения последнего слова каждой фразы;
  • олицетворения – «лень бродит», «метель мела», «столпы восходят», «музыка идет», «ангелы сияют» – помогают сконструировать множество персонажей – свидетелей разговора с соседом;
  • авторский неологизм – «сребро-розов»;
  • эпитеты – «сребро-розов морозный пар», «дородный сосед», «неслышная симфония», «пернатые ангелы», «бедный Сергей Иваныч» – создают яркие образы;
  • метафору – «купол неба»;
  • сравнение – «восходят (простираются), будто крылья»;
  • риторические восклицания – «тук! тук! тук!», «А, здравствуйте!», «Так … слышно!», «Вот … играют!», «Кончилось!» – причем междометия придают описываемой сценке особый реализм;
  • риторический вопрос – «Как будто музыка?»;
  • пространные ряды однородных членов предложения – «небо, снег и холод», «перестает работать, приподнимает, не слышит, слушает», не слышит, не хочет мешать, старается не выказать» – подробно описывают поведение героя и придают сцене дополнительный комический эффект;
  • синтаксический параллелизм – «Он – тук! Я – тук!» – подчеркивает сходство действий героев;
  • антитезу – «метель мела…, но ясно» – которая подчеркивает контраст ночной и дневной погоды;
  • многосоюзие – «и домик, и дымок», «в полушубке, в валенках» – позволяет создать акцент на каждом однородном члене предложения;
  • иронию – «бедный мой Сергей Иваныч» – подчеркивающую, что Сергей Иванович поддается на уловку лирического героя;
  • обращение «сосед» фиксирует внимание читателя.

В произведении прослеживается религиозные мотивы: фигурирует название храма – «Благовещенье на Бережках», слова «обедня», «ангелы», а реплика «С праздником…» отсылает к церковному празднику.

Краткие прилагательные «ясно», «розов», «мало» являются точными штрихами, дополняющими картину зимнего дня. В рамках стихотворения автор удивительно красиво и поэтично противопоставляет земное и небесное, духовное – высокое небо – и телесное – хозяйское «тук, тук, тук». Сосед Сергей Иванович – земной человек: для него музыка может иметь лишь прикладное значение – «может быть, военного хоронят». Он не в состоянии услыхать музыку сфер, доступную настоящему поэту, вдохновленному подаренным провидением морозным утром и свежим воздухом.


Анализы стихотворений:
Ахматова; Бальмонт; Бродский; Брюсов; Бунин; Гумилев; Заболоцкий; Маяковский; Пастернак; Твардовский
И не только:
Апухтин; Баратынский; Батюшков; Белый; Блок; Вяземский; Державин; Есенин; Жуковский; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Ломоносов; Майков; Некрасов; Никитин; Полонский; Пушкин; Суриков; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева; Языков.

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах