Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Анализ стихотворений, Иван Никитин, Стихи о природе

«Ярко звёзд мерцанье…» И. Никитин

* * *

Ярко звёзд мерцанье
В синеве небес;
Месяца сиянье
Падает на лес.

В зеркало залива
Сонный лес глядит;
В чаще молчаливой
Темнота лежит.

Слышен меж кустами
Смех и разговор;
Жарко косарями
Разведён костёр.

По траве высокой,
С цепью на ногах,
Бродит одиноко
Белый конь впотьмах.

Вот уж песнь заводит
Песенник лихой,
Из кружка выходит
Парень молодой.

Шапку вверх кидает,
Ловит — не глядит,
Пляшет-приседает,
Соловьём свистит.

Песне отвечает
Коростель в лугах,
Песня замирает
Далеко в полях…

Золотые нивы,
Гладь да блеск озёр,
Светлые заливы,
Без конца простор,

Звёзды над полями,
Глушь да камыши…
Так и льются сами
Звуки из души!

Дата создания: июль 1858 г.

Анализ стихотворения Никитина «Ярко звезд мерцанье…»

Стихотворение «Ярко звезд мерцанье…» написано воронежским поэтом-самородком в июле 1858 года. Он, как и окружающие его люди, не сразу поверил в свое поэтическое призвание, долгое время уничтожал написанное и начал печататься сравнительно поздно. Представленное стихотворение передает трепетное, почти религиозное ощущение природы и народного быта, окрыляющее чувство свободы и восхищение красотой природы, широтой натуры русского человека, способного петь и плясать после изнурительного трудового дня.

Стихотворение «Ярко звезд мерцанье…» включает следующие средства художественной выразительности:

  • эпитеты — «золотые нивы», «песенник лихой», «молчаливая чаща» — создают яркие образы единственным штрихом-словом;
  • олицетворения — «сиянье падает», «темнота лежит», «сонный лес», «молчаливая чаща», «темнота лежит», «звуки льются», «коростель отвечает», «песня замирает» — посредством которых поэт, очеловечивая природу, показывает свое отношение к ней — трепетное и нежное;
  • метафоры — «синева небес», «зеркало залива», «блеск озер» — сокращают объем текста и одновременно выделяют главные черты описываемых явлений;
  • оригинальное сравнение — «соловьем свистит» — аналог оборота «свистит как соловей»;
  • умолчания — «… далеко в полях…», «глушь да камыши…» — побуждают читателя задуматься об одухотворяющей человека красоте летней ночи на покосе, о том, что ждет его там, далеко в полях;
  • пространные ряды однородных членов позволяют максимально исчерпывающе охарактеризовать явления — «выходит, кидает, ловит — не глядит, пляшет-приседает, свистит», «нивы, гладь да блеск, заливы, простор, звезды, глушь да камыши»;
  • риторическое восклицание — «Так и льются … звуки из души!» — отражает силу авторских эмоций;
  • инверсию — «ярко мерцанье», «слышен смех и разговор», «разведен костер», «бродит конь», «заводит песенник», «выходит парень», «отвечает коростель», «льются звуки» — способствует рифмовке и создает интонационный акцент на последнем слове каждого оборота, которое автор считает ключевым;
  • эллипсис — «ловит – (и) не глядит (куда падает)».

Настоящее время всех используемых автором глаголов, особый, ровный тон изложения придают изображенным событиям и явлениям вневременное, метафизическое значение.

Творчество истинно народного поэта И. С. Никитина пронизано органической фольклорностью и горячей любовью к родному краю.


Анализы стихотворений:
Анненский; Ахматова; Бальмонт; Белый; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гумилев; Друнина; Есенин; Заболоцкий; Мандельштам; Маяковский; Пастернак; Рубцов; Северянин; Твардовский; Хлебников; Цветаева
И не только:
Апухтин; Баратынский; Батюшков; Вяземский; Державин; Жуковский; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Ломоносов; Майков; Некрасов; Никитин; Полонский; Пушкин; Суриков; Толстой; Тютчев; Фет; Языков.

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах