«Ярко звёзд мерцанье…» И. Никитин
* * * Ярко звёзд мерцанье
В синеве небес;
Месяца сиянье
Падает на лес.В зеркало залива
Сонный лес глядит;
В чаще молчаливой
Темнота лежит.Слышен меж кустами
Смех и разговор;
Жарко косарями
Разведён костёр.По траве высокой,
С цепью на ногах,
Бродит одиноко
Белый конь впотьмах.Вот уж песнь заводит
Песенник лихой,
Из кружка выходит
Парень молодой.Шапку вверх кидает,
Ловит – не глядит,
Пляшет-приседает,
Соловьём свистит.Песне отвечает
Коростель в лугах,
Песня замирает
Далеко в полях…Золотые нивы,
Гладь да блеск озёр,
Светлые заливы,
Без конца простор,Звёзды над полями,
Глушь да камыши…
Так и льются сами
Звуки из души!
Июль 1858 г.
Анализ стихотворения Никитина «Ярко звезд мерцанье…»
Стихотворение «Ярко звезд мерцанье…» написано воронежским поэтом-самородком в июле 1858 года. Он, как и окружающие его люди, не сразу поверил в свое поэтическое призвание, долгое время уничтожал написанное и начал печататься сравнительно поздно. Представленное стихотворение передает трепетное, почти религиозное ощущение природы и народного быта, окрыляющее чувство свободы и восхищение красотой природы, широтой натуры русского человека, способного петь и плясать после изнурительного трудового дня.
Стихотворение «Ярко звезд мерцанье…» включает следующие средства художественной выразительности:
- эпитеты – «золотые нивы», «песенник лихой», «молчаливая чаща» – создают яркие образы единственным штрихом-словом;
- олицетворения – «сиянье падает», «темнота лежит», «сонный лес», «молчаливая чаща», «темнота лежит», «звуки льются», «коростель отвечает», «песня замирает» – посредством которых поэт, очеловечивая природу, показывает свое отношение к ней – трепетное и нежное;
- метафоры – «синева небес», «зеркало залива», «блеск озер» – сокращают объем текста и одновременно выделяют главные черты описываемых явлений;
- оригинальное сравнение – «соловьем свистит» – аналог оборота «свистит как соловей»;
- умолчания – «… далеко в полях…», «глушь да камыши…» – побуждают читателя задуматься об одухотворяющей человека красоте летней ночи на покосе, о том, что ждет его там, далеко в полях;
- пространные ряды однородных членов позволяют максимально исчерпывающе охарактеризовать явления – «выходит, кидает, ловит – не глядит, пляшет-приседает, свистит», «нивы, гладь да блеск, заливы, простор, звезды, глушь да камыши»;
- риторическое восклицание – «Так и льются … звуки из души!» – отражает силу авторских эмоций;
- инверсию – «ярко мерцанье», «слышен смех и разговор», «разведен костер», «бродит конь», «заводит песенник», «выходит парень», «отвечает коростель», «льются звуки» – способствует рифмовке и создает интонационный акцент на последнем слове каждого оборота, которое автор считает ключевым;
- эллипсис – «ловит – (и) не глядит (куда падает)».
Настоящее время всех используемых автором глаголов, особый, ровный тон изложения придают изображенным событиям и явлениям вневременное, метафизическое значение.
Творчество истинно народного поэта И. С. Никитина пронизано органической фольклорностью и горячей любовью к родному краю.