«Родина» Д. Кедрин
Весь край этот, милый навеки,
В стволах белокорых берез,
И эти студеные реки,
У плеса которых ты рос,И темная роща, где свищут
Всю ночь напролет соловьи,
И липы на старом кладбище,
Где предки уснули твои,И синий ласкающий воздух,
И крепкий загар на щеках,
И деды в андреевских звездах,
В высоких седых париках,И рожь на нолях непочатых,
И эта хлеб-соль средь стола,
И псковских соборов стрельчатых
Причудливые купола,И фрески Андрея Рублева
На темной церковной стене,
И звонкое русское слово,
И в чарочке пенник на дне,И своды лабазов просторных,
Где в сене – раздолье мышам,
И эта – на ларчиках черных –
Кудрявая вязь палешан,И дети, что мчатся, глазея,
По следу солдатских колонн,
И в старом полтавском музее
Полотнища шведских знамен,И сапки, чтоб вихрем летели!
И волка опасливый шаг,
И серьги вчерашней метели
У зябких осинок в ушах,И ливни – такие косые,
Что в поле не видно ни зги, –
Запомни:
Всё это – Россия,
Которую топчут враги.
16 августа 1942 г.
Анализ стихотворения Кедрина «Родина»
Стихотворение «Родина» написано в 1942 году, в самый разгар кровопролитных боев Великой Отечественной войны. Даже это посвященное войне патриотическое стихотворение пронизано тонким лиризмом, присущим лучшим произведениям Д. Б. Кедрина. Описание неброской красоты родной страны является у поэта самобытным приемом драматизации – он описывает все, что находится под угрозой полного уничтожения.
В стихотворении используются такие художественные средства:
- инверсия – «край этот», «предки уснули твои», «свищут соловьи», «на полях непочатых (брошенных)», «соборы стрельчатые», «лабазы просторные», «на ларчиках черных» – выделяющая в качестве ключевого последнее слово каждого словосочетания;
- эпитеты – «студеные реки», «синий ласкающий воздух», «крепкий загар», «андреевские звезды (ордена Андрея Первозванного, имеющие форму звезды)», «седые парики», «причудливые купола», «звонкое слово», «кудрявая вязь», «опасливый шаг», «зябкие осинки» – помогают сформировать у читателя яркие образы;
- многосоюзие – «и … реки, и роща, и липы, и воздух, и загар…» – союз и обеспечивает присоединение множества понятий, с которыми ассоциируется родная земля, и которое составляет ткань стихотворения;
- перифраз – «уснули предки» – поэтизирует смерть;
- синекдоха – «деды в звездах» – замена слова «ордена» на слово «звезды» позволяет выделить его в том числе как отсылку к советской действительности;
- эллипсис – «в сене – раздолье мышам»;
- метафоры – «вязь (узор из переплетающихся линий) палешан», «серьги метели», «полотнища знамен»;
- олицетворения – «в ушах осинок», «ласкающий воздух» – позволяют создать положительную коннотацию, очеловечить явления и родную природу – ласковую мать и защитницу;
- архаизм – «лабаз (склад, помещение для хранения зерна)» – отсылка к славному прошлому России;
- фразеологизм – «не видно ни зги».
Ряд слов требует комментариев: «пенник» – это хлебное вино, «сапка» – ручное сельскохозяйственное орудие типа тяпки. «Летящие вихрем сапки» – символ трудолюбия русского народа вообще и самоотверженного труда ополченцев, строивших земляные укрепления, в частности. Палешане – жители города Палех, который славится народным промыслом – характерного вида цветной росписью по черному лаку – «черным ларчикам». Изделия палешан прочно ассоциируются с Россией, поэтому поэт упоминает о них.
Стихотворение не содержит никаких побудительных оборотов, тем не менее в нем четко читается призыв к защите Отечества.
Автор: Дмитрий Кедрин