Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Справочник для учащихся и начинающих авторов » Рифма

Внутренняя рифма

Как известно, рифма – это одно из важных свойств поэтической речи, отличающей её от прозы. Она образуется благодаря сходному звучанию слов, расположенных, как правило, в конце стихов. Но бывает, что созвучны не только окончания строк, но и слова в середине стиха. Это явление именуется внутренней рифмой и широко представлено в русской поэзии. Рассмотрим его внимательнее.

Напомним, что термин «рифма» происходит от греческого слова «rhythmos», которое переводится как «ритм, соразмерность, складность». В русском силлабо-тоническом стихосложении имеется несколько основных типов рифмовки: парная или смежная (aabb), перекрёстная (abab), кольцевая (abba), сплетённая (сочетание нескольких систем рифмовки в строфе, состоящей из пяти и более стихов).

Эта классификация основана на созвучии клаузул, окончаний слов, расположенных в конце строк. Внутренняя рифма, как следует из названия, формируется внутри стиха.

Обратимся к определению понятия. Согласно Поэтическому словарю А. П. Квятковского, под внутренней рифмой понимают слова в середине стиха, созвучные или с концевыми рифмами (клаузулами), или между собой. Выделяют два вида внутренних рифм:

  • постоянные, в которых созвучные слова занимают определённую позицию, обусловленную метрической организацией стиха;
  • случайные, создающиеся произвольно вне зависимости от каких-либо принципов.

Часто внутренние рифмы возникают в цезуре, расчленяя стих на полустишия.

Исследователи обнаруживают внутренние рифмы уже в произведениях древнегреческих и древнеримских поэтов, таких как Гораций и Гомер. Отмечается, что такие рифмы распространены в русской народной поэзии, прибаутках, песнях, частушках и т. д. Вот отрывок из деревенской частушки, вошедшей в сборник В. И. Симакова:

У тальянки медны планки,
Тонки, звонки голоса,
Чтобы слышала милая
Через тёмные леса.

Это четверостишие прекрасно иллюстрирует определение понятия «внутренняя рифма». В нём видим и слово из середины строки («тальянки»), которое созвучно слову на её конце («планки»), и слово в начале («тонки»), сочетающееся со словом в середине («звонки»).

Вот частушки, созданные С. А. Есениным:

Пускай хают, нас ругают,
Что отчайные растём.
А мы чайные-отчайные
Нигде не пропадём!

В эту пору, на Миколу,
Я каталася на льду.
Приходили меня сватать,
Я сказала: не пойду!

А я чаю накачаю,
Кофею нагрохаю.
Поведут дружка в солдаты,
Закричу, заохаю.

Ниже ещё несколько отрывков из стихотворений, содержащих внутреннюю рифму.

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

«Тучи», М. Ю. Лермонтов.

Опьянение печали, озаренье тихих, тусклых свеч, –
Мы не ждали, не гадали, не искали на земле и в небе встреч.

Обагряя землю кровью, мы любовью возрастили те цветы,
Где сверкало, угрожая, злое жало безнадёжной красоты.

И в пустынях терпеливых нами созданной земли
В напряжении мечтанья и желанья вдруг друг друга мы нашли,

Для печали и для боли, для безумия, для гроз…
Торжество безмерной Воли, это Я тебя вознёс.

«Опьянение печали, озаренье тихих, тусклых свеч…», Ф. К. Сологуб.

Блестели и пели капели,
Златился покров ледяной…
Сестрицы сидели и млели
В окошке весной под луной.

Я жду: за сестрицей сестрица
Просунет головку, смеясь,
Под клеткой, где птица синица
Свистит, суетится, вертясь,

Где красный герани цветочек
Листочек колышет в окне…
Взгляни, ангелочек, дружочек, –
Вздохни обо мне хоть во сне

«Скромная любовь», Андрей Белый.

Три у Будрыса сына, как и он, три литвина.
Он пришёл толковать с молодцами.
«Дети! сёдла чините, лошадей проводите,
Да точите мечи с бердышами.

«Будрыс и его сыновья», А. С. Пушкин.

Как живые изваянья, в искрах лунного сиянья,
Чуть трепещут очертанья сосен, елей, и берёз;
Вещий лес спокойно дремлет, яркий блеск Луны приемлет,
И роптанью ветра внемлет, весь исполнен тайных грёз.
Слыша тихий стон метели, шепчут сосны, шепчут ели,
В мягкой бархатной постели им отрадно почивать,
Ни о чём не вспоминая, ничего не проклиная,
Ветви стройные склоняя, звукам полночи внимать.

«Фантазия», К. Д. Бальмонт.

Как видим, внутренняя рифма присутствует в произведениях многих поэтов, а также в фольклоре. В современной поэзии этому явлению тоже нашлось место: оно обнаруживается не только в стихах, но и в текстах песен и творчестве рэп-исполнителей.



Если хочешь ты лимону,
Можешь кушать апельсин.
Если любишь Антигону,
То довольствуйся, мой сын,
Этой Фёклой престарелой,
Что в стряпне понаторела.

А. Блок в соавторстве с матерью А. А. Бекетовой. Написано 11 апреля 1898 г.

Лермонтов был арестован за стихотворение «Смерть поэта», написанное после гибели А. С. Пушкина. Текст назвали антиправительственным. От ссылки на Кавказ его спасло только вмешательство бабушки.

Друзья подшучивали над Лермонтовым за слабость к еде. Однажды товарищи даже угостили его булочками с древесными опилками. Поэт сначала не заметил ничего подозрительного и успел съесть несколько штук. Когда все выяснилось, он сильно обиделся.


Смотри также:



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах