Внутренняя рифма
Как известно, рифма – это одно из важных свойств поэтической речи, отличающей её от прозы. Она образуется благодаря сходному звучанию слов, расположенных, как правило, в конце стихов. Но бывает, что созвучны не только окончания строк, но и слова в середине стиха. Это явление именуется внутренней рифмой и широко представлено в русской поэзии. Рассмотрим его внимательнее.
Напомним, что термин «рифма» происходит от греческого слова «rhythmos», которое переводится как «ритм, соразмерность, складность». В русском силлабо-тоническом стихосложении имеется несколько основных типов рифмовки: парная или смежная (aabb), перекрёстная (abab), кольцевая (abba), сплетённая (сочетание нескольких систем рифмовки в строфе, состоящей из пяти и более стихов).
Эта классификация основана на созвучии клаузул, окончаний слов, расположенных в конце строк. Внутренняя рифма, как следует из названия, формируется внутри стиха.
Обратимся к определению понятия. Согласно Поэтическому словарю А. П. Квятковского, под внутренней рифмой понимают слова в середине стиха, созвучные или с концевыми рифмами (клаузулами), или между собой. Выделяют два вида внутренних рифм:
- постоянные, в которых созвучные слова занимают определённую позицию, обусловленную метрической организацией стиха;
- случайные, создающиеся произвольно вне зависимости от каких-либо принципов.
Часто внутренние рифмы возникают в цезуре, расчленяя стих на полустишия.
Исследователи обнаруживают внутренние рифмы уже в произведениях древнегреческих и древнеримских поэтов, таких как Гораций и Гомер. Отмечается, что такие рифмы распространены в русской народной поэзии, прибаутках, песнях, частушках и т. д. Вот отрывок из деревенской частушки, вошедшей в сборник В. И. Симакова:
У тальянки медны планки,
Тонки, звонки голоса,
Чтобы слышала милая
Через тёмные леса.
Это четверостишие прекрасно иллюстрирует определение понятия «внутренняя рифма». В нём видим и слово из середины строки («тальянки»), которое созвучно слову на её конце («планки»), и слово в начале («тонки»), сочетающееся со словом в середине («звонки»).
Вот частушки, созданные С. А. Есениным:
Пускай хают, нас ругают,
Что отчайные растём.
А мы чайные-отчайные
Нигде не пропадём!
В эту пору, на Миколу,
Я каталася на льду.
Приходили меня сватать,
Я сказала: не пойду!
А я чаю накачаю,
Кофею нагрохаю.
Поведут дружка в солдаты,
Закричу, заохаю.
Ниже ещё несколько отрывков из стихотворений, содержащих внутреннюю рифму.
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.«Тучи», М. Ю. Лермонтов.
Опьянение печали, озаренье тихих, тусклых свеч, –
Мы не ждали, не гадали, не искали на земле и в небе встреч.Обагряя землю кровью, мы любовью возрастили те цветы,
Где сверкало, угрожая, злое жало безнадёжной красоты.И в пустынях терпеливых нами созданной земли
В напряжении мечтанья и желанья вдруг друг друга мы нашли,Для печали и для боли, для безумия, для гроз…
Торжество безмерной Воли, это Я тебя вознёс.«Опьянение печали, озаренье тихих, тусклых свеч…», Ф. К. Сологуб.
Блестели и пели капели,
Златился покров ледяной…
Сестрицы сидели и млели
В окошке весной под луной.
…
Я жду: за сестрицей сестрица
Просунет головку, смеясь,
Под клеткой, где птица синица
Свистит, суетится, вертясь,Где красный герани цветочек
Листочек колышет в окне…
Взгляни, ангелочек, дружочек, –
Вздохни обо мне хоть во сне…«Скромная любовь», Андрей Белый.
Три у Будрыса сына, как и он, три литвина.
Он пришёл толковать с молодцами.
«Дети! сёдла чините, лошадей проводите,
Да точите мечи с бердышами.«Будрыс и его сыновья», А. С. Пушкин.
Как живые изваянья, в искрах лунного сиянья,
Чуть трепещут очертанья сосен, елей, и берёз;
Вещий лес спокойно дремлет, яркий блеск Луны приемлет,
И роптанью ветра внемлет, весь исполнен тайных грёз.
Слыша тихий стон метели, шепчут сосны, шепчут ели,
В мягкой бархатной постели им отрадно почивать,
Ни о чём не вспоминая, ничего не проклиная,
Ветви стройные склоняя, звукам полночи внимать.«Фантазия», К. Д. Бальмонт.
Как видим, внутренняя рифма присутствует в произведениях многих поэтов, а также в фольклоре. В современной поэзии этому явлению тоже нашлось место: оно обнаруживается не только в стихах, но и в текстах песен и творчестве рэп-исполнителей.