Кольцевая рифма
Обычно, когда речь идёт о стихотворной речи, люди представляют себе строки, имеющие созвучные окончания. Этот эффект именуется рифмой (от греческого слова «rhythmos», которое переводится как «размеренность, ритм»). Способ организации рифм в произведении называют рифмовкой. По взаимному расположению созвучных стихов исследователи выделяют три основные системы рифмовки: смежная (или парная), перекрёстная, кольцевая. Первые две часто встречаются в различных стихотворениях. Последняя же менее распространена. Определим, что представляет собой кольцевая рифмовка, и приведём примеры её употребления в русской поэзии.
Обычно строфа стихотворения состоит из четырёх стихов, т. е. строк, расположенных друг под другом и начинающихся с заглавной буквы. Схематически строки обозначают латинскими литерами – a, b, c, d и т. д. Стихи, имеющие созвучные окончания, выражают с помощью одной и той же буквы. Когда говорят о кольцевой рифме, имеют в виду, что между собой рифмуются первая и четвёртая строки, а также вторая и третья. Таким образом, схема такого четверостишия приобретает следующий вид: abba. Вот пример строфы, построенной на основе кольцевой рифмы:
Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый.«Движение», А. С. Пушкин.
Как видим, начальный и конечный стихи этого отрывка как бы замыкают, окружают стихи, находящиеся посередине. Это напоминает кольцо, охватывающее палец, отсюда название этой системы. Кстати, иногда вместо термина «кольцевая рифмовка» можно встретить выражения «опоясанная» или «охватная рифмовка». Они являются синонимичными.
Ниже представлено ещё несколько примеров стихов, в которых употребляется кольцевой способ рифмовки:
Уже рассвет темнеет с трех сторон,
а все руке недостает отваги,
чтобы пробиться к белизне бумаги
сквозь воздух, затвердевший над столом.Как непреклонно честный разум мой
стыдится своего несовершенства,
не допускает руку до блаженства
затеять ямб в беспечности былой!«Ночь», Б. А. Ахмадулина.
Я к ней вошел в полночный час.
Она спала, – луна сияла
В её окно, – и одеяла
Светился спущенный атлас.Она лежала на спине,
Нагие раздвоивши груди, –
И тихо, как вода в сосуде,
Стояла жизнь её во сне.«Я к ней вошёл в полночный час…», И. А. Бунин.
Стоит заметить, что стихотворений, целиком состоящих из строф с этим типом рифмовки, не так много. Чаще встречаются произведения, где одна или несколько строф построены с её помощью, а остальные основываются на другом типе.
Здесь, как видим, кольцевая рифма сочетается с перекрёстной. В следующем отрывке кольцевая рифма соседствует с парной.
Анализируя системы организации строк в произведении, литературоведы берут за основу именно четверостишия. Если речь идёт о строфах, состоящих из большего количества строк, то в таких случаях принято говорить о сплетённой рифме. Схема такой рифмовки может приобретать различные формы, в которых могут обнаруживаться и фрагменты, имеющие кольцевую рифмовку. Вот пример такого отрывка:
Был выбран некто в боги:
Если представить его с помощью литер, получим такую схему: aabccbddee.
Несмотря на то, что кольцевая рифма менее распространена, много примеров стихотворений, основанных на ней, можно обнаружить в творчестве М. И. Цветаевой, И. А. Бродского, В. Я. Брюсова, К. Д. Бальмонта и других поэтов.