Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Справочник для учащихся и начинающих авторов » Рифма

Смежная рифмовка

Рифма – важная часть стихотворного текста. Созвучные окончания параллельных отрезков поэтической речи или стихов обозначают границы связанных по смыслу предложений, формируют особый ритм произведения и придают ему мелодичность. Рифмующиеся строки в отрывке, объединённом одной мыслью (обычно оформленном в виде четверостишия), могут быть организованы по-разному. Порядок следования созвучных стихов называют системой рифмовки. Всего литературоведы выделяют три типа рифмовки строк в стихотворении:

  • парная рифмовка,
  • перекрёстная рифмовка,
  • кольцевая рифмовка.

Парная рифмовка также известна под названием «смежная». Этот тип организации стихов предполагает, что строки рифмуются парами: первая со второй, третья с четвёртой и т. д. Как известно, схематически стихи записываются литерами латинского алфавита. Таким образом, схема, например, четверостишия, написанного на основе смежной рифмовки, будет выглядеть так: aabb. Вот пример такой строфы:

Смежная рифмовка представляется самой простой и очевидной. В своих играх дети часто придумывают незамысловатые речёвки, загадки и кричалки, подбирая пару созвучных предложений. Например, можно услышать что-то подобное:

Неслучайно многие стихотворения, написанные для детей, также созданы с применением смежной рифмовки. Вот несколько отрывков из таких произведений:

В произведениях, предназначенных для взрослых читателей, тоже есть место парной или смежной рифмовке. Вот несколько отрывков из лирических стихотворений, где употребляется этот тип рифмовки:

Стоит также упомянуть особый вид организации поэтического произведения – александрийский стих. Для стихотворений, написанных на его основе, употребление парной (смежной рифмовки) – одно из главных условий. Вот несколько отрывков таких произведений:

Смежная рифмовка встречается и в стихотворениях современных поэтов:

Смежная рифмовка употребляется несколько реже, нежели, например, перекрёстная. Однако этот тип рифмовки является актуальным для некоторых направлений поэзии, регулярно встречается в произведениях разных эпох. Кроме того, стихи, рифмующиеся попарно, могут сочетаться со строками, организованными в соответствии с другими типами рифмовки (перекрёстной и кольцевой), включаться в сплетённую рифму в многострочных строфах.


Стихи классиков, написанные 5 марта. Обман (Александр Блок) 1904 г. Прорицание (Валерий Брюсов) 1912 г. Какая нежная интимность… (Федор Сологуб) 1913 г. Все — как один (Игорь Северянин) 1917 г.

Что написали классики 3 марта. Баюшки-баю (Николай Некрасов) 1877 г. Всё ли спокойно в народе?… (Александр Блок) 1903 г. Легкомыслие! — Милый грех… (Марина Цветаева) 1915 г. В мартовские дни (Валерий Брюсов) 1917 г.

Что писали классики 2 марта в разные годы. Кляните нас: нам дорога свобода… (Афанасий Фет) 1891 г. На улицах (февраль 1917 г.) (Валерий Брюсов) 1917 г. Кровных коней запрягайте в дровни… (Марина Цветаева) 1918 г.


Смотри также:



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах