Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Я к ней вошел в полночный час…» И. Бунин

* * *

Я к ней вошел в полночный час.
Она спала, – луна сияла
В ее окно, – и одеяла
Светился спущенный атлас.

Она лежала на спине,
Нагие раздвоивши груди, –
И тихо, как вода в сосуде,
Стояла жизнь ее во сне.

1898 г.

Анализ стихотворения Бунина «Я к ней вошел в полночный час…»

Лирическое стихотворение «Я к ней вошел в полночный час…» напоминает быструю зарисовку молодого художника. Это легкое воспоминание о возлюбленной Ивана Алексеевича Бунина, Анне Николаевне Цакни, которая стала его женой в 1898 году. Нежные чувства поэта к этой необыкновенно красивой девушке отражены во многих его любовных стихотворениях.

Стихотворение написано, по всей видимости, уже после свадьбы. Лирический герой – сам автор. Глубокой ночью он входит в спальню к возлюбленной и созерцает ее сон. Она лежит перед ним в сиянии лунного света, одеяло соскользнуло с тела, открыв глазам поэта молодую грудь. Девушка обнажена и безмятежна, однако в строках нет и тени страсти или вожделения. Наоборот, вид ее недвижного тела пробуждает в авторе философские мысли о сущности жизни.

С помощью выразительных художественных образов в стихотворении создана атмосфера интимности и задумчивости. Вместе с автором читатель проникает в полуночный мрак женской спальни. В центре внимания – она. В строках содержится противопоставление женщины и сверкающей за окном луны, словно для автора оба эти образа равны. Красота его возлюбленной столь же значительна, как и величие небесного светила. Мерцающий атлас также указывает на очарование спящей девушки, намекая на блеск ее юной кожи. Это неуловимое сравнение демонстрирует трепетное отношение автора к ней. Он не восхищается ей напрямую, но не в силах отвести взгляд от ее совершенства.

Но нужно сказать, что не единственно плотское чувство движет лирическим героем. Любуясь представшей перед ним картиной, автор испытывает некое духовное откровение. Он словно видит саму жизнь, заключенную в телесной оболочке спящей женщины. Отсюда образ воды в сосуде. Сравнивая физическую оболочку человека с сосудом, а жизнь уподобляя воде, автор наблюдает, как затихает, приостанавливается на время ночного отдыха бурная жизнедеятельность. Здесь есть место сомнению – что же более ценно: сосуд или его содержимое? На это указывает и образ женской груди, вечный символ жизни и плодородия. Образ раздваивается, указывая на двойственность человеческой сущности, на ее телесное и духовное начала. Какое из них важнее, читатель должен почувствовать сам.

Ощущение завершенности образам придает кольцевая структура стихотворения. Представляется, что нанеся последние штрихи, художник уберет рисунок в альбом, где никто не сможет потревожить размышлений лирического героя стихотворения и легкого сна его возлюбленной.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах