Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Справочник для учащихся и начинающих авторов » Рифма

Неточные рифмы

Рифма – один из компонентов стихотворения, ответственных за придание речи запоминающийся ритм и мелодичность. Сама же она образуется благодаря тому, что многие слова в языке созвучны, похожи друг на друга, как правило, последними частями. Некоторые окончания слов вообще совпадают. Вот, например, всем известный отрывок из произведения А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»:

Дверь тихонько отворилась,
И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой,
Видит девица, что тут
Люди добрые живут

Как видим, последние части в словах «отворилась – очутилась», «кругом – ковром», «тут – живут» одинаковы. Такое явление называется точной рифмой. Однако слов, фонемы в которых были бы идентичны, не так много. К тому же для созвучия необязательно, чтобы фонемы в словах полностью совпадали. В том же фрагменте видим пару слов «дубовый – изразцовой». В них клаузулы (окончания «-овый», «-овой») отличаются друг от друга, но при этом стихи всё равно звучат похоже.

В таких ситуациях говорят о неточной рифме. В основе этого типа рифм лежат некоторые особенности фонетики русского языка. Например, можно выделить пары звуков («г – к», «б – п», «з – с», «д – т» и др.), которые различаются только по степени звонкости. В речи они могут звучать очень похоже.

Также случается, что гласные звуки в различных ситуациях меняют своё звучание. Например, «о» в безударной позиции может звучать как «а». Поэтому слова, содержащие такие буквы, написанные по-разному, могут быть созвучными и образовывать рифму в стихотворном тексте.

Значительная часть поэтических произведений построена на этом типе рифм. Вот несколько примеров:

В воздухе – сильный мороз и хвоя.
Наденем ватное и меховое.
Чтоб маяться в наших сугробах с торбой
лучше олень, чем верблюд двугорбый.

«Е. Леонской», И. А. Бродский.

И, сбегая с вершины горы,
Обнимаясь в восторге едином,
Устремились в иные миры,
К отдалённым лугам и долинам.

«От последней улыбки луча…», К. Д. Бальмонт.

Там в печи – дрова,
Там тихонечко гуляет в смуглых пальцах нож.
Там и я права,
Там и ты хорош.

«Погоди, дружок…», М. И. Цветаева.

Мы шли по росистой тропинке вдвоём
Под сосен приветственный шорох.
А дачный посёлок – за домиком дом
Сползал позади за пригорок.

«Прогулка», Э. Асадов.

За лесом лес и за горами горы,
За тёмными лилово-голубые,
И если долго к ним приникнут взоры,
За бледным рядом выступят другие.

И в дальний блеск душа лететь готова,
Не трепетом, а радостью объята,
Как будто это чувство ей не ново,
А сладостно уж грезилось когда-то.

«Горное ущелье», А. А. Фет.

Можем заметить, что во многих стихотворениях неточные рифмы сочетаются с точными. Это придаёт произведению уникальность и гармоничную несимметричность.

Я думаю: как я была глупа,
когда стыдилась собственного лба
зачем он так от гения свободен?
Сегодня, став взрослее и трезвей,
хочу обедать посреди друзей.
Лишь их привет мне сладок и угоден.
Мне снится сон: я мучаюсь и мчусь,
лицейскою возвышенностью чувств
пылает мозг в честь праздника простого.

«Я думаю: как я была глупа…», Б. А. Ахмадулина.

Время сердцу быть в покое
От волненья своего
С той минуты, как другое
Уж не бьётся для него,
Но пускай оно трепещет –
То безумной страсти след:
Так всё бурно море плещет,
Хоть над ним уж бури нет!..

«Время сердцу быть в покое…», М. Ю. Лермонтов.

Забудемся, в мечтах потонет мука;
Уныние, губительная скука
Пустынника приют не посетят;
Мою печаль усладой муза встретит;
Утешусь я – и дружбы тихий взгляд
Души моей холодный мрак осветит…

«Разлука», А. С. Пушкин.

Русский язык богат на красивые слова, которые могут изменяться при склонении, образовании различных форм, оборотов и т. д.. В ходе этих изменений могут получаться оригинальные точные и неточные рифмы, придающие стихотворению уникальное звучание и интересную непредсказуемость.



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах