Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Яков Полонский

«Лунный свет» Я. Полонский

На скамье, в тени прозрачной
Тихо шепчущих листов,
Слышу – ночь идёт, и – слышу
Перекличку петухов.
Далеко мелькают звёзды,
Облака озарены,
И дрожа тихонько льётся
Свет волшебный от луны.
Жизни лучшие мгновенья –
Сердца жаркие мечты,
Роковые впечатленья
Зла, добра и красоты;
Всё, что близко, что далёко,
Всё, что грустно и смешно,
Всё, что спит в душе глубоко,
В этот миг озарено.
Отчего ж былого счастья
Мне теперь ничуть не жаль,
Отчего былая радость
Безотрадна, как печаль,
Отчего печаль былая
Так свежа и так ярка? –
Непонятное блаженство!
Непонятная тоска!

<1844>

Анализ стихотворения Полонского «Лунный свет»

Стихотворение «Лунный свет» написано в 1844 году – оно вошло в первый сборник автора. Уже в ту пору стало ясно, что в литературной среде появился поэт, способный продолжить поэтическую традицию Пушкина.

Самобытный талант Я. П. Полонского подтверждается богатством выразительных средств, которые можно найти в небольшом по объему стихотворении, это:

  • эпитеты – «шепчущие листы», «прозрачная тень», «волшебный свет», «жаркие мечты», «печаль свежа и ярка», «роковые впечатленья» – придают произведению живость и образность;
  • инверсия – «в тени прозрачной», «свет волшебный», «мелькают звезды», «льется … свет», «жизни мгновенья», «сердца мечты» – способствует выстраиванию ритмики стиха;
  • эллипсис – «и – (также) слышу перекличку…»;
  • олицетворения – «шепчущие листы», «ночь идет», «свет льется»,очеловечивая природные явления, позволяют точнее выразить авторский посыл;
  • синтаксический параллелизм – «слышу – ночь идет, слышу перекличку…», «все, что близко…, все, что грустно…, все, что спит…», «Отчего… не жаль, отчего …безотрадна…, отчего… свежа…», «так свежа и так ярка» – прием, который сосредоточивает внимание читателя на ключевых фразах;
  • параллельные ряды однородных членов предложения – «мгновенья, мечты, впечатленья», «зло, добро, красота»;
  • антонимы – «зло – добро», «близко – далеко», «грустно – смешно», «блаженство – тоска» – рисуют действительность во всей ее полноте и противоречивости, как и ряды однородных членов;
  • метафора – «мечты сердца»;
  • сравнение – «безотрадна, как печаль»;
  • риторический вопрос – «Отчего печаль… так ярка?» – отражает отчаяние лирического героя;
  • риторические восклицания – «Непонятное блаженство!», «Непонятная тоска!»;
  • анафора – «непонятное блаженство, непонятная тоска» – делает акцент на растерянности лирического героя: он является загадкой для самого себя.

Первая часть стихотворения живописует картину чудесной лунной ночи, вызывающей необычайное воодушевление героя. Но Полонский-философ одерживает верх над Полонским-лириком. Красоты ночной природы навевают лирическому герою, склонному к меланхолии и самоанализу, мысли о прошлом. Драматические нотки, вплетенные в ткань стихотворения, свидетельствуют о пережитых автором роковых чувствах.

При всей многомерности произведения акцент все же сделан на печали – испытанного в прошлом счастья не жаль, а радость безрадостна. Но парадокс состоит в том, что лирическому герою дорога эта печаль: она является источником блаженства, и объяснить такое душевное состояние молодому поэту не под силу.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах