Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Справочник для учащихся и начинающих авторов » Разновидности стихотворений, строфы, твердые формы, жанры

Терцет

Существует несколько форм строфы, использующихся в поэзии. Одной из них является терцет. Рассмотрим, что это такое, где применяется и приведём примеры из различных стихотворений.

Согласно определению из «Литературной энциклопедии» под редакцией В. М. Фриче терцет – это отдельная строфа, состоящая из трёх строк и содержащая законченную мысль. Термин «терцет» происходит из итальянского языка («terzetto»), куда, в свою очередь, попал из латыни, где «tertius» переводится как «три, третий». Считается, что в европейскую поэзию трёхстишия попали из еврейской религиозной поэзии.

Исследователи отмечают, что требование завершённости мысли накладывает ограничения на способ рифмовки. Законченное с пунктуационной и смысловой точек зрения высказывание может рифмоваться только по схеме aaa, bbb, ccc и т. д.. Любая другая рифма останется «холостой», не сочетающейся с другими, а это потребует продолжения мысли в следующей строфе. В качестве примера такой строфы можно привести отрывок из произведения А. П. Сумарокова:

На морских берегах я сижу,
Не в пространное море гляжу,
Но на небо глаза возвожу.

На врагов, кои мучат нахально,
Стон пуская в селение дально,
Сердце жалобы взносит печально.

«Противу злодеев».

Понятно, что следование этому условию сузило бы область применения терцета, сделало его малоупотребительной конструкцией. Поэтому как твёрдая форма терцет почти не используется.

В более широком смысле под терцетом понимают любую трёхстишную строфу. На основе терцета развились другие формы строфы, например, терцина, в которой одна из строк одной строфы рифмуется со строками следующей. Самое известное произведение, написанное с применением этой твёрдой формы, – «Божественная комедия» Данте Алигьери.

Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.

Каков он был, о, как произнесу,
Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу!

Так горек он, что смерть едва ль не слаще.
Но, благо в нём обретши навсегда,
Скажу про всё, что видел в этой чаще.

Не помню сам, как я вошёл туда,
Настолько сон меня опутал ложью,
Когда я сбился с верного следа.

Перевод М. Л. Лозинского.

В русской поэзии также имеются такие стихотворения. Вот отрывок из одного из них:

Я видел их. Они вдвоём на пляже
Бродили. Был он грустен и красив;
И не сходила с уст одна и та же

Улыбка. Взгляд ресницами закрыв,
Она шла рядом. Лик ее овальный
Прозрачен был и тонок, но не жив.

Качалось солнце, в яркости прощальной,
Над далью моря. Волны на песке
Чредой стихали, с жалобой печальной.

Играл оркестр весёлый вдалеке,
Нарядов дамских пестрота мелькала…
И не было приюта их тоске!

«На пляже», В. Я. Брюсов.

Терцет – обязательная составная часть таких твёрдых форм, как сонет, секстина, вилланелла. В сонете последние две строфы – это трёхстишия. Вот пример сонета (выделены терцеты):

Не страшно мне прикосновенье стали
И острота и холод лезвия.
Но слишком тупо кольца жизни сжали
И, медленные, душат, как змея.

Но пусть развеются мои печали,
Им не открою больше сердца я…
Они далёкими отныне стали,
Как ты, любовь ненужная моя!

Пусть душит жизнь, но мне уже не душно.
Достигнута последняя ступень.
И, если смерть придёт, за ней послушно

Пойду в ее безгорестную тень: –
Так осенью, светло и равнодушно,
На бледном небе умирает день.

«Сонет», З. Н. Гиппиус.

Вилланелла (вилланелль) – это жанр итальянской лирики, зародившийся в XV столетии. Произведения в этом жанре имеют твёрдую структуру: пять трёхстиший и одно четверостишие. Вилланеллы были посвящены деревенской жизни, часто имели комический характер. Жанр завоевал популярность и распространился по Европе в XIX-XX столетиях. Стилизованные произведения создавались даже в России. Вот одно из них (обратим внимание на выделенные терцеты):

Всё это было сон мгновенный,
Я вновь на свете одинок,
Я вновь томлюсь, как в узах пленный.

Мне снился облик незабвенный,
Румянец милых, нежных щёк…
Всё это было сон мгновенный!

Вновь жизнь шумит, как неизменный
Меж камней скачущий поток,
Я вновь томлюсь, как в узах пленный.

Звучал нам с неба зов блаженный,
Надежды расцветал цветок…
Всё это было сон мгновенный!

Швырнул мне камень драгоценный
Водоворот и вновь увлёк…
Я вновь томлюсь, как в узах пленный.

Прими, Царица, мой смиренный
Привет, в оправе стройных строк.
Всё это было сон мгновенный,
Я вновь томлюсь, как в узах пленный.

«Виланель», В. Я. Брюсов.

Секстина – это ещё одна твёрдая форма. Она сформировалась в средневековой Франции. Считается, что её изобрёл придворный поэт-трубадур Арнаут Даниэль. Секстина представляет собой стихотворение, состоящее, как нетрудно догадаться по названию (от латинского «sex» – «шесть»), из шести строф по шесть стихов. Всё стихотворение пронизывают две рифмических цепочки. Обязательное условие – секстина должна завершаться терцетом. Вот последние строфы стихотворения итальянского поэта Франческо Петрарки, в которых можно видеть реализацию этого условия:

Я вместе с милой проводил бы солнце,
Никто бы нас не видел – только звёзды,
И наша ночь не знала бы рассвета,
И, ласк моих чуждаясь, лавром в чаще
Не стала бы любимая, как в пору,
Когда спустился Аполлон на землю.

Но лягу в землю, где темно, как в чаще,
И днём, не в пору, загорятся звёзды
Скорей, чем моего рассвета солнце.

«Когда приходит новый день на землю…», перевод Е. М. Солоновича.

Как видим, терцет является важным компонентом некоторых твёрдых поэтических форм. Также на его основе создаются самостоятельные произведения. Терцеты можно встретить в творчестве многих авторов самых различных эпох, начиная от Средневековья и заканчивая нашим временем.



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах