«Осенние листья по ветру кружат…» А. Майков
* * * Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
«Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!»Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны.
1863 г.
Цикл «На воле».
Анализ стихотворения
Аполлон Майков по праву считается одним из основоположников лирического направления в русской поэзии. Его авторству принадлежит несколько сотен стихов, которые воспевают красоту родной природы и ее первозданную чистоту. В том нет ничего удивительного, потому что с раннего детства Майков увлекался живописью. Однако вскоре понял, что в русском языке гораздо больше красок и оттенков, чем на палитре, поэтому словами можно выразить то, что видишь, наиболее полно и образно.
Отличительно особенностью творчества Майкова является то, что он одним из первых стал широко применять прием одушевления неживых предметов. Примером этому является стихотворение «Осенние листья по ветру кружат…», написанное в 1863 году. Автор попытался представить, что чувствует природа в момент подготовке к предстоящей зиме, и в итоге пришел к выводу, что для листьев осень – самое печальное время года, вызывающее у них панику. Обращаясь к лесу, они твердят на все лады: «Ты черен и гол». И с ужасом оповещают о предстоящем конце света. Однако если для листьев осень действительно является смертью в ее обычном понимании, то для самих деревьев избавление от листвы – лишь очередной жизненный виток, который необходимо пройти. Поэтому «не слышит тревоги их царственный лес», у которого перед началом зимы и без того хватает хлопот. Он готовится к обновлению, и «зреет в нем сила для новой весны».
Майков умышленно не проводит параллель между деревьями и людьми, которые также время от времени «сбрасывают листья», кардинально меняя собственную жизнь. Однако подобное сравнение напрашивается само собой, так как автор на примере обычного леса показывает, насколько переменчива природа вообще. Это касается всего живого на земле, которое принимает свою окончательную форму лишь после смерти, что и происходит с листьями. Что же касается человека, то до тех пор, пока он жив, есть возможность что-то исправить и изменить, улучшить и довести до совершенства.
Таким образом, Аполлон Майков словно бы предлагает всем нам брать пример с деревьев, которые ради возрождения весной по осени избавляются от того, что им мешает развиваться и идти вперед. У любого человека в жизни есть такие же сдерживающие факторы, которые не позволяют ему реализовать свой потенциал. И если их устранить, то можно достичь всего того, о чем мечтает любой человек. Но для начала все равно придется чем-то пожертвовать, даже если это способно причинить боль, вызвать панику и страх.