Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Справочник для учащихся и начинающих авторов » Разновидности стихотворений, строфы, твердые формы, жанры

Лирика

Традиционно поэзия делится на три больших направления: эпическое, драматическое и лирическое. В центре повествования всех трёх – человек и его жизнь, но в рамках каждого рассматриваются различные её аспекты в различных формах. Например, в эпических произведениях главное – это освещение событий прошлого, героических деяний прославленных личностей. Драма предполагает разностороннее описание некой сложной ситуации, оформленное так, чтобы его было удобно исполнять на театральной сцене. В лирике же самое важное – это внутренний мир человека, его личные переживания и эмоции. Попробуем разобраться, как авторы передавали эти «тонкие материи» в своём творчестве в различные времена.

Термин «лирика» происходит от греческого слова «lyrikos», которое, в свою очередь, является производным от названия музыкального инструмента лира («lyra») и переводится как «исполняемый под звуки лиры». Современная энциклопедия определяет это понятие как род литературы, предметом которого является содержание внутренней жизни, собственное «я» автора. Личностные переживания поэта выражаются в форме внутреннего монолога, для чего может быть избран один из многочисленных стихотворных жанров (романс, элегия, сонет, песнь, стихотворения и т. д.).

Сходство лирики, эпоса и драмы заключается в том, что во всех этих видах литературы могут находить отражение любые события и явления окружающего мира, например, такие, как войны, стихийные бедствия, воцарение нового монарха, всенародные празднества и т. д. Отличием лирики от драматических и эпических направлений является то, что в ней внимание автора направлено не на самое событие, а на его собственное к нему отношение и эмоции, которые оно вызывает. Поэтому часто лирика толкуется как «самовыражение», «исповедь поэта».

Другое отличие заключается в том, что действие драматических и эпических произведений обычно происходит в прошлом. В лирике повествуется о настоящем моменте. Также в таких стихотворениях не присутствует сюжетность, что немыслимо для эпоса или драмы.

Самыми древними лирическими произведениями считаются «Песнь песней», приписываемая еврейскому царю Соломону, и псалмы царя Давида. В античную эпоху стихи и гимны, посвящённые любви, богам, вину, политические песни создавались в многочисленных школах (дорийской, александрийской, эолийской и др.). Обычно они исполнялись под аккомпанемент музыкальных инструментов – гитары, авлоса (духовой инструмент), лиры. В это время возникают разнообразные жанры: оды, элегии, пастушеские песни (так называемая буколическая поэзия), дифирамбы. Широко известны стихотворения Сафо (Сапфо), Алкея, Анакреонта, Пиндара. В Древнем Риме лирические произведения писали Овидий, Вергилий, Гораций, Катулл и другие знаменитые поэты.

В венке из фиалок, святая Сапфо!
О ты, чья улыбка так сладко играет!
Хотел бы сказать тебе слово одно,
Да стыд говорить мне мешает.

«Признание поэтессе Сапфо», Алкей, перевод С. И. Радцига.

Чуть лишь представится мне картина печальная ночи –
В Риме последняя ночь это была для меня,
Вспомню ли время, когда дорогого я столько покинул,
Даже сейчас у меня катится капля из глаз.

«Последняя ночь в Риме», Овидий, перевод А. В. Артюшкова.

В средневековую эпоху поэзия чаще употребляется в религиозных службах. Самые распространённые в это время жанры – это секвенции (текстомузыкальные произведения по мотивам Священного Писания) и гимны. К IX столетию возникает светская лирика в виде эпиграмм, небольших пьес и др. Позднее формируются такие жанры, как баллада, различные виды песен, возрождается пастушеская поэзия. С XI века набирают популярность песни трубадуров и миннезингеров, рыцарская поэзия. Центральные темы этих направлений – любовь к женщине, восхваления покровителей, мужественность и подвиги воинов.

Хоть полно друзей вокруг,
В их советах мало прока,
Если сердце стало вдруг
Непослушно и жестоко.
Я давно ему велю:
«Успокойся! Быть несчастью!»
А оно стучит «люблю!»…

Дитмар фон Айст, перевод И. Л. Грицковой.

Период Ренессанса и Нового времени можно назвать настоящей эпохой расцвета европейской лирики. В это время формируются многочисленные жанры и направления поэзии. В Италии устанавливаются каноны сонета и канцоны, входят в моду баллады, рондо, песни вагантов. Бурно развивается народная поэзия, воспевающая жизнь и переживания обычных людей.

Под влиянием европейской литературы оформляется и русская лирическая традиция. Такие поэты, как М. В. Ломоносов, В. К. Тредиаковский, Г. Р. Державин создали множество од, в которых восхваление монархов и их приближённых сочетается с описаниями красоты природы и передачей собственных чувств и настроения.

XIX век называют эпохой Романтизма, а это направление предполагает повышенное внимание к личности человека, его внутреннему миру, порывам, размышлениям и переживаниям. Поэтому лирика в этот период становится одним из главных течений в литературе. Даже драматические произведения XIX века оказываются проникнуты лирическим духом, основное внимание в них уделяется чувствам героев, а не масштабности изображаемых событий. В качестве примера можно привести драмы Шиллера «Орлеанская дева» и «Вильгельм Телль», в которых повествуется о патриотизме, свободолюбии и преданности идеалам.

Форма лирических произведений становится в это время более свободной, но продолжают использоваться и твёрдые формы – сонеты, баллады и д. р. Для передачи своих чувств и переживаний поэты в основном используют форму стихотворения. В них, помимо романтических идей, также находят отражение социальные, философские, политические мысли авторов. Самые известные авторы лирических произведений – А. С. Пушкин, А. А. Фет, В. А. Жуковский, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов и другие.

Еду ли ночью по улице тёмной,
Бури заслушаюсь в пасмурный день –
Друг беззащитный, больной и бездомный,
Вдруг предо мной промелькнёт твоя тень!
Сердце сожмётся мучительной думой.
С детства судьба невзлюбила тебя:
Беден и зол был отец твой угрюмый,
Замуж пошла ты – другого люби.

«Еду ли ночью по улице тёмной…», Н. А. Некрасов.

Лирические традиции были сильны и в конце XIX – начале XX столетий. Творчество многих известных поэтов представляет собой изображение разнообразных явлений и событий окружающей жизни в преломлении авторского взгляда. Эпоха Серебряного века пусть и характеризуется экспериментами с формой и содержанием стихов, но внимание поэтов по-прежнему приковано к внутреннему миру человека. Достаточно обратиться к произведениям таких авторов, как И. А. Бунин, К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, С. А. Есенин, А. А. Ахматова и др., чтобы понять, что действительно было важным для этих авторов.

Мне снилась снова ты, в цветах, на шумной сцене,
Безумная, как страсть, спокойная, как сон,
А я, повергнутый, склонял свои колени
И думал: «Счастье там, я снова покорён!»

«Мне снова снилась ты…», А. А. Блок.

Современная поэзия также богата лирическими произведениями. Самыми известными авторами этого направления являются В. Н. Полозкова, Ах Астахова, С. М. Гандлевский и др.

Когда я жил на этом свете
И этим воздухом дышал,
И совершал поступки эти,
Другие, нет, не совершал;
Когда помалкивал и вякал,
Мотал и запасался впрок,
Храбрился, зубоскалил, плакал –
И ничего не уберёг…

«Когда я жил на этом свете…», С. М. Гандлевский.

Подводя итог, можно сказать, что передача личных чувств, взглядов, соображений автора о том или ином предмете или событии во все эпохи была важной потребностью, реализуемой через поэзию. Несмотря на то что в лирике выражаются субъективные переживания, она является общественно значимым явлением, так как показывает, как человек может чувствовать и реагировать на окружающий мир и его проявления. Также приобщение к лирике позволяет читателю испытать те же эмоции, сопереживать герою произведения, развивая тем самым собственную эмпатию и душевную чуткость.



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах