Лирика
Традиционно поэзия делится на три больших направления: эпическое, драматическое и лирическое. В центре повествования всех трёх – человек и его жизнь, но в рамках каждого рассматриваются различные её аспекты в различных формах. Например, в эпических произведениях главное – это освещение событий прошлого, героических деяний прославленных личностей. Драма предполагает разностороннее описание некой сложной ситуации, оформленное так, чтобы его было удобно исполнять на театральной сцене. В лирике же самое важное – это внутренний мир человека, его личные переживания и эмоции. Попробуем разобраться, как авторы передавали эти «тонкие материи» в своём творчестве в различные времена.
Термин «лирика» происходит от греческого слова «lyrikos», которое, в свою очередь, является производным от названия музыкального инструмента лира («lyra») и переводится как «исполняемый под звуки лиры». Современная энциклопедия определяет это понятие как род литературы, предметом которого является содержание внутренней жизни, собственное «я» автора. Личностные переживания поэта выражаются в форме внутреннего монолога, для чего может быть избран один из многочисленных стихотворных жанров (романс, элегия, сонет, песнь, стихотворения и т. д.).
Сходство лирики, эпоса и драмы заключается в том, что во всех этих видах литературы могут находить отражение любые события и явления окружающего мира, например, такие, как войны, стихийные бедствия, воцарение нового монарха, всенародные празднества и т. д. Отличием лирики от драматических и эпических направлений является то, что в ней внимание автора направлено не на самое событие, а на его собственное к нему отношение и эмоции, которые оно вызывает. Поэтому часто лирика толкуется как «самовыражение», «исповедь поэта».
Другое отличие заключается в том, что действие драматических и эпических произведений обычно происходит в прошлом. В лирике повествуется о настоящем моменте. Также в таких стихотворениях не присутствует сюжетность, что немыслимо для эпоса или драмы.
Самыми древними лирическими произведениями считаются «Песнь песней», приписываемая еврейскому царю Соломону, и псалмы царя Давида. В античную эпоху стихи и гимны, посвящённые любви, богам, вину, политические песни создавались в многочисленных школах (дорийской, александрийской, эолийской и др.). Обычно они исполнялись под аккомпанемент музыкальных инструментов – гитары, авлоса (духовой инструмент), лиры. В это время возникают разнообразные жанры: оды, элегии, пастушеские песни (так называемая буколическая поэзия), дифирамбы. Широко известны стихотворения Сафо (Сапфо), Алкея, Анакреонта, Пиндара. В Древнем Риме лирические произведения писали Овидий, Вергилий, Гораций, Катулл и другие знаменитые поэты.
В венке из фиалок, святая Сапфо!
О ты, чья улыбка так сладко играет!
Хотел бы сказать тебе слово одно,
Да стыд говорить мне мешает.«Признание поэтессе Сапфо», Алкей, перевод С. И. Радцига.
Чуть лишь представится мне картина печальная ночи –
В Риме последняя ночь это была для меня,
Вспомню ли время, когда дорогого я столько покинул,
Даже сейчас у меня катится капля из глаз.«Последняя ночь в Риме», Овидий, перевод А. В. Артюшкова.
В средневековую эпоху поэзия чаще употребляется в религиозных службах. Самые распространённые в это время жанры – это секвенции (текстомузыкальные произведения по мотивам Священного Писания) и гимны. К IX столетию возникает светская лирика в виде эпиграмм, небольших пьес и др. Позднее формируются такие жанры, как баллада, различные виды песен, возрождается пастушеская поэзия. С XI века набирают популярность песни трубадуров и миннезингеров, рыцарская поэзия. Центральные темы этих направлений – любовь к женщине, восхваления покровителей, мужественность и подвиги воинов.
Хоть полно друзей вокруг,
В их советах мало прока,
Если сердце стало вдруг
Непослушно и жестоко.
Я давно ему велю:
«Успокойся! Быть несчастью!»
А оно стучит «люблю!»…Дитмар фон Айст, перевод И. Л. Грицковой.
Период Ренессанса и Нового времени можно назвать настоящей эпохой расцвета европейской лирики. В это время формируются многочисленные жанры и направления поэзии. В Италии устанавливаются каноны сонета и канцоны, входят в моду баллады, рондо, песни вагантов. Бурно развивается народная поэзия, воспевающая жизнь и переживания обычных людей.
Под влиянием европейской литературы оформляется и русская лирическая традиция. Такие поэты, как М. В. Ломоносов, В. К. Тредиаковский, Г. Р. Державин создали множество од, в которых восхваление монархов и их приближённых сочетается с описаниями красоты природы и передачей собственных чувств и настроения.
XIX век называют эпохой Романтизма, а это направление предполагает повышенное внимание к личности человека, его внутреннему миру, порывам, размышлениям и переживаниям. Поэтому лирика в этот период становится одним из главных течений в литературе. Даже драматические произведения XIX века оказываются проникнуты лирическим духом, основное внимание в них уделяется чувствам героев, а не масштабности изображаемых событий. В качестве примера можно привести драмы Шиллера «Орлеанская дева» и «Вильгельм Телль», в которых повествуется о патриотизме, свободолюбии и преданности идеалам.
Форма лирических произведений становится в это время более свободной, но продолжают использоваться и твёрдые формы – сонеты, баллады и д. р. Для передачи своих чувств и переживаний поэты в основном используют форму стихотворения. В них, помимо романтических идей, также находят отражение социальные, философские, политические мысли авторов. Самые известные авторы лирических произведений – А. С. Пушкин, А. А. Фет, В. А. Жуковский, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов и другие.
Еду ли ночью по улице тёмной,
Бури заслушаюсь в пасмурный день –
Друг беззащитный, больной и бездомный,
Вдруг предо мной промелькнёт твоя тень!
Сердце сожмётся мучительной думой.
С детства судьба невзлюбила тебя:
Беден и зол был отец твой угрюмый,
Замуж пошла ты – другого люби.«Еду ли ночью по улице тёмной…», Н. А. Некрасов.
Лирические традиции были сильны и в конце XIX – начале XX столетий. Творчество многих известных поэтов представляет собой изображение разнообразных явлений и событий окружающей жизни в преломлении авторского взгляда. Эпоха Серебряного века пусть и характеризуется экспериментами с формой и содержанием стихов, но внимание поэтов по-прежнему приковано к внутреннему миру человека. Достаточно обратиться к произведениям таких авторов, как И. А. Бунин, К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, С. А. Есенин, А. А. Ахматова и др., чтобы понять, что действительно было важным для этих авторов.
Мне снилась снова ты, в цветах, на шумной сцене,
Безумная, как страсть, спокойная, как сон,
А я, повергнутый, склонял свои колени
И думал: «Счастье там, я снова покорён!»«Мне снова снилась ты…», А. А. Блок.
Современная поэзия также богата лирическими произведениями. Самыми известными авторами этого направления являются В. Н. Полозкова, Ах Астахова, С. М. Гандлевский и др.
Когда я жил на этом свете
И этим воздухом дышал,
И совершал поступки эти,
Другие, нет, не совершал;
Когда помалкивал и вякал,
Мотал и запасался впрок,
Храбрился, зубоскалил, плакал –
И ничего не уберёг…«Когда я жил на этом свете…», С. М. Гандлевский.
Подводя итог, можно сказать, что передача личных чувств, взглядов, соображений автора о том или ином предмете или событии во все эпохи была важной потребностью, реализуемой через поэзию. Несмотря на то что в лирике выражаются субъективные переживания, она является общественно значимым явлением, так как показывает, как человек может чувствовать и реагировать на окружающий мир и его проявления. Также приобщение к лирике позволяет читателю испытать те же эмоции, сопереживать герою произведения, развивая тем самым собственную эмпатию и душевную чуткость.