Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Разновидности стихотворений, строфы, твердые формы, жанры

Элегия

Определить жанр поэтического произведения иногда бывает сложно. Хорошо, когда мы сталкиваемся с твёрдыми формами. Например, если мы видим стихи о любви, организованные в пары катренов и терцетов, то сразу понимаем, что перед нами сонет. Но что, если лирические строки не имеют строгой структуры? Такое произведение можно отнести к жанру элегии. Рассмотрим, что он собой представляет и проиллюстрируем его примерами.

Термин «элегия», как и многие другие понятия, пришёл к нам из Древней Греции. Словом «elegeia», происходившим от «elegos» – «жалобный, заунывный», называли печальную песню, исполнявшуюся под звучание флейты. Позже название перенесли на стихотворение, состоящее из двустиший, написанных пентаметром или гекзаметром. Таким образом, античная элегия представляла собой почти твёрдую форму, но без заданного количества строф.

Также не регламентировалась тематика произведений. Обычно элегические стихи повествовали о каких-либо лирических размышлениях, но их характер мог быть различным. Некоторые поэты (Теогнид Мегарский, Солон) вкладывали в свои стихотворения философские умозаключения, другие (Симонид Кеосский, Архилох) обличали недостатки современников, третьи (Мимнерм, Тиртей) рассуждали на политические темы или побуждали проявлять патриотические чувства, сражаясь за отечество.

Римляне более свободно относились к форме элегии. Они чаще использовали этот жанр для создания лирических стихотворений о любовных переживаниях. Самыми известными авторами считаются Альбий Тибулл, Гай Валерий Катулл, Овидий. Вот отрывок одной из эмоциональных элегий Овидия:

Просьба законна моя: пусть та, чьей жертвою стал я,
Либо полюбит меня, либо обяжет любить.
Многого я захотел!.. О, лишь бы любить дозволяла!..
Пусть Киферея моей внемлет усердной мольбе.
Не отвергай же того, кто умеет любить без измены,
Кто с постоянством тебе долгие годы служил.

Перевод С. В. Шервинского.

С окончанием эпохи античности о жанре элегии почти забыли. Лишь в середине XVIII века интерес к этой форме вспыхивает снова. Возрождение элегии было связано с творчеством английского поэта Томаса Грея. Его стихотворение «На сельском кладбище» (1750 г.) вдохновила многих авторов на создание переложений и подражаний и породила целое направление в литературе, названное сентиментализмом.

В элегии поэт рассказывает о чувствах и мыслях, навеянных созерцанием могил на тихом провинциальном погосте. Приведём отрывок этого стихотворения в переводе С. Черфаса.

Увы, не может надмогильный бюст
Усопшему дыхание вернуть,
И славословья тысяч жарких уст
Смерть ни на миг не могут отпугнуть.
Как знать, забытый этот уголок
Того, быть может, упокоил прах,
Кто всей державой властвовать бы мог
Иль песнь сложить, бессмертную в веках?

С XVIII по XIX столетия жанр пользуется большой популярностью. Элегии выходят из-под пера таких авторов, как Иоганн Вольфганг Гёте («Римские элегии»), Фридрих Шиллер («Прогулка», «Идеалы»), Генрих Гейне («Остывший», «Несовершенство»), Перси Биши Шелли, Джордж Байрон, Виктор Гюго и др.

В России основоположником этой поэтической традиции стал В. А. Жуковский. Надо сказать, что элегии пробовали писать и до него. Например, известны произведения Д. В. Давыдова, А. П. Сумарокова, П. И. Фонвизина, но по-настоящему жанром заинтересовались именно благодаря творчеству Василия Андреевича. В 1802 году Жуковский перевёл элегию Грея. Поэту удалось сохранить и печальное настроение, и глубину размышлений, и мрачный антураж произведения. Вот отрывок из этого перевода:

Ужель смягчится смерть сплетаемой хвалою
И невозвратную добычу возвратит?
Не слаще мёртвых сон под мраморной доскою;
Надменный мавзолей лишь персть их бременит.

Ах! может быть, под сей могилою таится
Прах сердца нежного, умевшего любить,
И гробожитель-червь в сухой главе гнездится,
Рождённой быть в венце иль мыслями парить!

Кроме переложений у Василия Андреевича есть несколько оригинальных элегических стихотворений. Вот несколько отрывков из них:

Сижу задумавшись; в душе моей мечты;
К протекшим временам лечу воспоминаньем…
О дней моих весна, как быстро скрылась ты
С твоим блаженством и страданьем!

Где вы, мои друзья, вы, спутники мои?
Ужели никогда не зреть соединенья?
Ужель иссякнули всех радостей струи?
О вы, погибши наслажденья!

«Вечер».

Все к размышленью здесь влечет невольно нас;
Все в душу томное уныние вселяет;
Как будто здесь она из гроба важный глас
Давно минувшего внимает.

Сей храм, сей темный свод, сей тихий мавзолей,
Сей факел гаснущий и долу обращенный,
Все здесь свидетель нам, сколь блага наших дней,
Сколь все величия мгновенны.

«Славянка».

О наша жизнь, где верны лишь утраты,
Где милому мгновенье лишь дано,
Где скорбь без крыл, а радости крылаты
И где навек минувшее одно…
Почто ж мы здесь мечтами так богаты,
Когда мечтам не сбыться суждено?
Внимая глас Надежды, нам поющей,
Не слышим мы шагов Беды прядущей.

«На кончину её величества королевы Виртембергской».

Трагизм, сдержанная эмоциональность и задумчивый тон – это важные элементы элегического стихотворения. В XIX веке эти черты привлекали внимание авторов и читающей публики к этому жанру. Оригинальные элегии писали А. А. Дельвиг, А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский и другие.

Зачем вы начертались так
‎На памяти моей,
Единый молодости знак,
‎Вы, песни прошлых дней!
Я горько долы и леса
‎И милый взгляд забыл, –
Зачем же ваши голоса
‎Мне слух мой сохранил!

«Элегия (Когда, душа, просилась ты…)», А. А. Дельвиг.

Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть – на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.

«Элегия», А. С. Пушкин.

Как счастье медленно приходит,
Как скоро прочь от нас летит!
Блажен, за ним кто не бежит,
Но сам в себе его находит!
В печальной юности моей
Я был счастли́в – одну минуту,
Зато, увы! и горесть люту
Терпел от рока и людей!

«Элегия («Как счастье медленно приходит…)», К. Н. Батюшков.

Стоит отметить, что уже к концу XIX века тенденция называть произведение, в котором содержатся печальные размышления, элегическим почти исчезает. Тем не менее минорное настроение и другие признаки жанра прослеживаются в стихотворениях многих известных поэтов.


Анализы стихотворений:
Ахматова; Бальмонт; Бродский; Брюсов; Бунин; Гумилев; Заболоцкий; Маяковский; Пастернак; Твардовский
И не только:
Апухтин; Баратынский; Батюшков; Белый; Блок; Вяземский; Державин; Есенин; Жуковский; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Ломоносов; Майков; Некрасов; Никитин; Полонский; Пушкин; Суриков; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева; Языков.

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах