Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Василий Тредиаковский

«Песенка любовна» В. Тредиаковский

Красот умильна!
Паче всех сильна!
Уже склонивши,
Уж победивши,
Изволь сотворить
Милость, мя любить:
     Люблю, драгая,
     Тя, сам весь тая.

Ну ж умилися,
Сердцем склонися;
Не будь жестока
Мне паче рока:
Сличью обидно
То твому стыдно.
     Люблю, драгая,
     Тя, сам весь тая.

Так в очах ясных!
Так в словах красных!
В устах сахарных,
Так в краснозарных!
Милости нету,
Ниже привету?
     Люблю, драгая,
     Тя, сам весь тая.

Ах! я не знаю,
Так умираю,
Что за причина
Тебе едина
Любовь уносит?
А сердце просит:
     Люби, драгая,
     Мя поминая.

<1730>
«B. K. Тредиаковский. Избранные произведения». Раздел «Стихи на разные случаи».

Анализ стихотворения В. К. Тредиаковского «Песенка любовна»

Милое и трогательное стихотворение «Песенка любовна» говорит нам о том, что большой российский поэт Тредиаковский не памятник, а человек, не чуждый горячих проявлений молодой чувствительной натуры.

Стихотворение полно удивительных ярких средств художественной выразительности, среди которых:

  • инверсия – «в очах ясных», «в словах красных (красивых)», «устах сахарных» – такой прием позволяет выделить последнее слово в каждой фразе, придать ему особый вес;
  • риторические восклицания – «Красот умильна (умиляющая, восхищающая красотой)!», «Паче всех сильна (производящая впечатление сильнее, более всех остальных)!», междометие «Ах!» – отражают силу эмоций автора, его пылкость;
  • риторические вопросы – «Милости нету?», «… что за причина?» – показывают, каким образом лирический герой анализирует отношения;
  • контекстуальные синонимы – «склонивши (поразив, заставив поклоняться), победивши»;
  • синтаксический параллелизм – «Так в очах … !», «Так в словах … !» – похожие конструкции позволяют описать разные качества человека – и речь, и внешность;
  • старославянизмы – «драгая (дорогая)», «уста (губы)», «паче (более)»;
  • эпитеты – «ясные глаза», «сахарные уста», «краснозарные (красные, как заря) уста» – описывают девичий образ;
  • устаревшая лексика – «изволь (изъяви волю, пожелай, захоти)», «ниже (присоединительный союз со значением «даже, ни даже»)»; «умилися (снизойди, смилуйся, в контексте речи – прояви благожелательность)»;
  • олицетворения – «сердце просит», «любовь уносит» – очеловечивают чувства лирического героя, делают их понятнее читателю.

Выражение «не будь мне жестока паче рока» передает мольбу влюбленного не быть к нему жестокой более, чем злая судьба. Употребляя оборот «сличью обидно то твому (твоему) стыдно», поэт подчеркивает, что не годится (стыдно) девушке с таким сличьем (обличьем) быть бессердечной – и переходит к описанию ее внешности.

Вопросом «Милости нету, ниже привету?» поэт констатирует тот факт, что любимая придерживается рамок приличий и почему-то не находит для него милости – особенных, теплых слов, кроме обычного, «дежурного» приветствия, подразумеваемого этикетом.

Каждая строфа заканчивается рефреном-признанием – «Люблю, драгая, тя (тебя), сам весь тая», который призван сам растопить ледяное сердце красавицы. После прочтения становится очевидным, что проблема взаимности, волновавшая влюбленных триста лет назад, остается актуальной.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах