«Песенка любовна» В. Тредиаковский
Красот умильна! Паче всех сильна! Уже склонивши, Уж победивши, Изволь сотворить Милость, мя любить: Люблю, драгая, Тя, сам весь тая. Ну ж умилися, Сердцем склонися; Не будь жестока Мне паче рока: Сличью обидно То твому стыдно. Люблю, драгая, Тя, сам весь тая. Так в очах ясных! Так в словах красных! В устах сахарных, Так в краснозарных! Милости нету, Ниже привету? Люблю, драгая, Тя, сам весь тая. Ах! я не знаю, Так умираю, Что за причина Тебе едина Любовь уносит? А сердце просит: Люби, драгая, Мя поминая.
<1730>
«B. K. Тредиаковский. Избранные произведения». Раздел «Стихи на разные случаи».
Анализ стихотворения В. К. Тредиаковского «Песенка любовна»
Милое и трогательное стихотворение «Песенка любовна» говорит нам о том, что большой российский поэт Тредиаковский не памятник, а человек, не чуждый горячих проявлений молодой чувствительной натуры.
Стихотворение полно удивительных ярких средств художественной выразительности, среди которых:
- инверсия – «в очах ясных», «в словах красных (красивых)», «устах сахарных» – такой прием позволяет выделить последнее слово в каждой фразе, придать ему особый вес;
- риторические восклицания – «Красот умильна (умиляющая, восхищающая красотой)!», «Паче всех сильна (производящая впечатление сильнее, более всех остальных)!», междометие «Ах!» – отражают силу эмоций автора, его пылкость;
- риторические вопросы – «Милости нету?», «… что за причина?» – показывают, каким образом лирический герой анализирует отношения;
- контекстуальные синонимы – «склонивши (поразив, заставив поклоняться), победивши»;
- синтаксический параллелизм – «Так в очах … !», «Так в словах … !» – похожие конструкции позволяют описать разные качества человека – и речь, и внешность;
- старославянизмы – «драгая (дорогая)», «уста (губы)», «паче (более)»;
- эпитеты – «ясные глаза», «сахарные уста», «краснозарные (красные, как заря) уста» – описывают девичий образ;
- устаревшая лексика – «изволь (изъяви волю, пожелай, захоти)», «ниже (присоединительный союз со значением «даже, ни даже»)»; «умилися (снизойди, смилуйся, в контексте речи – прояви благожелательность)»;
- олицетворения – «сердце просит», «любовь уносит» – очеловечивают чувства лирического героя, делают их понятнее читателю.
Выражение «не будь мне жестока паче рока» передает мольбу влюбленного не быть к нему жестокой более, чем злая судьба. Употребляя оборот «сличью обидно то твому (твоему) стыдно», поэт подчеркивает, что не годится (стыдно) девушке с таким сличьем (обличьем) быть бессердечной – и переходит к описанию ее внешности.
Вопросом «Милости нету, ниже привету?» поэт констатирует тот факт, что любимая придерживается рамок приличий и почему-то не находит для него милости – особенных, теплых слов, кроме обычного, «дежурного» приветствия, подразумеваемого этикетом.
Каждая строфа заканчивается рефреном-признанием – «Люблю, драгая, тя (тебя), сам весь тая», который призван сам растопить ледяное сердце красавицы. После прочтения становится очевидным, что проблема взаимности, волновавшая влюбленных триста лет назад, остается актуальной.