«Воробей» С. Чёрный
Воробей мой, воробьишка!
Серый-юркий, словно мышка.
Глазки – бисер, лапки – врозь,
Лапки – боком, лапки – вкось…Прыгай, прыгай, я не трону –
Видишь, хлебца накрошил…
Двинь-ка клювом в бок ворону,
Кто ее сюда просил?Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,
Так, вот так, еще чуть-чуть…
Ветер сыплет снегом, злюка,
И на спинку, и на грудь.Подружись со мной, пичужка,
Будем вместе в доме жить,
Сядем рядышком под вьюшкой,
Будем азбуку учить…Ближе, ну еще немножко…
Фурх! Удрал… Какой нахал!
Съел все зерна, съел все крошки
И спасиба не сказал.
1921 г.
Анализ стиха С. Черного «Воробей»
Стихотворение написано в 1921 году в эмиграции в Германии. Очевидно, что даже находясь вдали от Родины, поэт чувствовал себя русским и продолжал писать по-русски, в том числе для ребятишек.
В рамках произведения повествование идет от имени малыша, и адресовано оно тоже ребенку. Оно ярко иллюстрирует детское восприятие мира, открытость, любовь ко всему живому и милую непосредственность.
Произведение содержит такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «воробей мой»;
- частотность слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «воробьишка», «мышка», «глазки», «лапки», «хлебец», «спинка» говорит о бережном, любовном отношении малыша к миниатюрной замерзающей птице;
- риторические восклицания – «Воробей … , воробьишка!», «Фурх!», «Какой нахал!» – придают тексту приличествующую ситуации эмоциональность;
- сравнения – «юркий, словно мышка», «глазки – бисер»;
- лексический повтор – «так, вот так..», «ну-ка, ну-ка», «лапки – врозь, лапки – боком, лапки – вкось…» – подчеркивают непоседливость, прыгучесть маленькой птицы, быструю смену положений;
- слова-дублеты – «прыгай, прыгай», «чуть-чуть» – придают речи разговорный оттенок;
- олицетворение – «ветер сыплет, злюка» – выставляет ветер обидчиком, обосновывает порыв покровительства, сострадания;
- разговорную лексику – «двинь-ка», «ну-ка» – частицы усиливают эмоциональную окраску речи;
- риторический вопрос – «Кто ее сюда просил (прилетать)?»;
- обращения – «пичужка, воробьишка» – являются контекстуальными синонимами, создают необходимый акцент;
- анафору – «съел все зерна, съел все крошки»;
- ряд однородных членов предложения – «сядем, будем учить», «съел, не сказал»;
- аллитерацию – «рядышком под вьюшкой», которая помогает представить тихий семейный вечер, потрескивание дров в печи и шипение огня;
- умолчания – «хлебца накрошил…», «удрал…» – отражают особенности детской речи, ее прерывистость, неподготовленность, неполноту высказывания.
Вьюшка – это задвижка, закрывающая отверстие в дымоходе для сохранения тепла. Сидеть под вьюшкой – значит греться, расположившись у самой печи. Основной образ стихотворения – уличная птица, который наивный малыш предлагает сменить свободу на тесноту дома, пусть и теплого. Поэт показывает, до чего малыш отзывчив и непосредственен. Стихотворение пронизано умилением малыша и нежностью к нему со стороны автора.
Автор: Саша Чёрный