Тоническое стихосложение
Тоническое стихосложение (или акцентная система) – один из способов организации поэтического текста, использующийся в литературе наряду с силлабо-тонической и силлабической системами. Но в отличие от двух этих систем в тоническом стихосложении применяются иные принципы создания стихотворения. Рассмотрим подробнее эту систему, чтобы отличать её от других.
Термин «тонический» происходит от греческого слова «tonos», что переводится как «ударение, напряжение». Ударение – это важнейшая для тоники характеристика. В стихе, созданном по тоническому принципу, имеется более или менее фиксированное количество ударных слогов, в то время как безударные считаются не столь важными, а потому их число может колебаться. Тоническое стихосложение характерно для тех языков, в которых отмечается сильное динамическое ударение (т. е. непостоянное) и ослабление (редукция) безударных гласных звуков. К таким языкам относятся русский, английский, немецкий и другие.
Зарождение тонического стихосложения в Европе происходило ещё в средневековые времена. В кельтских и древнегерманских эпосах прослеживается относительно постоянное число ударных слогов (ударение будем выделять жирным шрифтом). Вот фрагмент знаменитой «Песни о Хильдебранде», датируемой IX веком:
Ik gihorta dat seggen,
dat sih urhettun enon muotin,
Hiltibrant enti Hadubrant untar heriun tuem.
sunufatarungo iro saro rihtun.Оригинал
Я вести внимал, что поведала,
Как витязи кликали клич:
На бой, в поединке сразиться
Вызывали друг друга они –
То Хильдебранд с Хадубрандом
Меж войск повстречались своих.Перевод Т. Я. Сулиной.
Интересно, что при переводе автор старался сохранить тонический принцип организации стихов.
Аналогичную картину видим в средневековых рыцарских романах, эпосах, песнях трубадуров и т. д. На Руси тоническим стихом пользовались при создании народных песен, сказаний и былин. Вот фрагмент былины о Вольге Святославгиче из сборника «Песни, собранные П. Н. Рыбниковым»:
Когда воссияло солнце красное
На это на небушко на ясное,
Тогда зарождался молодой Вольга́,
Молодой Вольга́ Святославгович.
Видим, что в нечётных строках здесь по четыре ударных слога, а в чётных – по четыре. Такой порядок, даже при отсутствии размеренного ритма и рифмы, обеспечивает плавность и напевность речи.
Отметим, что до определённого времени тоническое стихосложение в России считалось преимущественно народным стилем. Литературные произведения создавались на основе силлабо-тонической системы. Но были и такие поэты, которые создавали поэмы и стихотворения, применяя тонический принцип для подражания фольклорному звучанию. Этим приёмом пользовался, например, Михаил Юрьевич Лермонтов в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Вот фрагмент из этого произведения:
На святой Руси, нашей матушке
Не найти, не сыскать такой красавицы:
Ходит плавно – будто лебёдушка;
Смотрит сладко – как голубушка;
Молвит слово – соловей поёт;
Горят щёки её румяные,
Как заря на небе божием…
В зависимости от количества ударений в поэтическом тексте, организованном по тоническому принципу, выделяют несколько типов стиха. Наиболее распространёнными считаются двух-, трёх– и четырёхударные тонические стихи. Снова обратившись к тексту былины, увидим, что она написана трёх– и четырёхударными стихами. Отрывок из произведения М. Ю. Лермонтова – только четырёхударными.
Акцентный стих представляет собой пример чистого тонического стихосложения. Именно эта форма стиха предполагает фиксированное количество ударных слогов и свободное – безударных. Их в строке может быть более трёх. Акцентному стиху присуща рифма, без неё такие строки считаются свободными (верлибр).
Особой разновидностью тонических стихов можно назвать дольники и тактовики.
Дольник – это такой стих, в котором интервал между ударными слогами колеблется в пределах одного-двух слогов. Чередование односложных и двухсложных интервалов должно быть случайным. Дольник получил распространение в конце XIX – начале XX вв., в эпоху творческих экспериментов, называемую Серебряным веком. этим размером написаны, например, следующие строки:
Показалось, что много ступеней,
А я знала – их только три!
Между клёнов шёпот осенний
Попросил: «Со мною умри!«Песня последней встречи», А. А. Ахматова.
Тактовик – ещё одна форма тонического стихосложения, при которой число безударных слогов, расположенных между ударными, составляет от одного до трёх. Этот размер также был популярен среди поэтов Серебряного века. Вот пример из стихотворения «Из газет» Александра Александровича Блока:
Подкрались сумерки. Детские тени
Запрыгали на стене при свете фонарей.
Кто-то шел по лестнице, считая ступени.
Сосчитал. И заплакал. И постучал у дверей.
В современной поэзии использование тонического принципа – не редкость. Вот пример из стихотворения молодого поэта, пишущего под псевдонимом Арчет. Оно не организовано в столбик, но имеет выраженную рифму и одинаковое количество ударений в отдельном отрезке стиха:
В детстве мы все умели летать. Я же умел, тоже. «Ну-ка немедленно перестать, этого быть не может!» – взрослые говорили мне. Я ковырял стенки. Крылья, шуршащие на спине, гладили по коленке.
Таким образом, видим, что тоническое стихосложение является вполне жизнеспособной системой, которая широко применялась и применяется сегодня различными авторами.