Дольник
То, что основу русской классической поэзии XVIII – начала и середины XIX вв. составляет силлабо-тоническое стихосложение, ни у кого не вызывает сомнения. Конечно, в некоторых отдельных произведениях встречаются размеры и приёмы, нехарактерные для этой системы, но такая ситуация – скорее исключение из общей тенденции. С конца XIX века наблюдается уже серьёзное отклонение от принятой традиции. Силлаботоника начинает отступать на второй план, а на первый выступают принципы и системы стихосложения. Всё чаще в творчестве авторов этого периода можно обнаружить признаки чистой тоники и силлабики, а иногда и подражания античной метрике.
Понятно, что и силлабо-тоника не исчезла полностью. На стыке между ней и чисто тоническими системами рождаются новые интересные явления. Одним из них является дольник, также называемый русским паузником. С силлабо-тоническими размерами дольник роднит выраженный внутренний ритм, который образуется вследствие чередования сильных (ударных) и слабых (безударных) мест. Но поскольку величина межударных интервалов в дольнике не постоянна, а колеблется в диапазоне одного-двух слогов, то причислять этот размер к силлабо-тонике не представляется корректным.
Термин «дольник» (вероятно, от слова «доля» как составная часть стиха) был введён Валерием Яковлевичем Брюсовым в труде «Краткий курс науки о стихе» (1918 г.). Следует отметить, что сам поэт вкладывал в него несколько иное значение, нежели то, каким мы пользуемся теперь. Валерий Яковлевич называл дольниками стихи, в которых учитывается только количество ударных слогов, и выделял двухдольники, трёхдольники, четырёхдольники и т. д. Стоит отметить, что поэт считал цезуру, ритмическую паузу, неотъемлемым элементом стихов, в которых сильных мест четыре и более.
Некоторые исследователи (А. П. Квятковский) не признавали этого понятия, но другие, например, Н. А. Богомолов, М. Л. Гаспаров и т. д. приняли его и стали использовать его в своей практике. В наше время чаще всего под дольником понимается одна из форм тонического стиха, в которой в пределах одной строки могут соединяться и комбинироваться в произвольной форме двух– и трёхсложные стопы. Таким образом, этот размер объединяет в себе черты и тоники, и силлаботоники. Слабые безударные слоги могут выпадать; в этом случае дольник будет тяготеть к тонической системе, либо трансформироваться в тактовик. Отсюда вытекает сложность определения границ между дольником и тактовиком. Поэтому единого взгляда на термин в стиховедческом сообществе исследователей нет.
Считается, что проникновение дольника в русскую поэзию в XIX веке связано с переводами английских и немецких авторов романтического направления. Вот отрывок из «Жалобы пастуха» Генриха Гейне, переложенной на русский язык Василием Андреевичем Жуковским в 1817 году:
На ту | знакомую | гору
Сто раз | я в день | прихожу;
Стою,| склоняся | на посох,
И в дол | с вершины | гляжу.Вздохнув,| медлительным | шагом
Иду | вослед | я овцам
И ча|сто, часто в | долину
Схожу,| не чувству|я сам.
Характерная черта дольника – это неравномерное, «рваное» звучание. Читатель, привыкший к строгому порядку силлабо-тонических размеров, сразу приметит эту неровность, присутствующую в произведениях многих поэтов Серебряного века. Часто дольник встречается в творчестве таких авторов, как В. Я. Брюсов, А. А. Блок, А. А. Ахматова, С. А. Есеник, Н. С. Гумилёв и др.
Рассмотрим примеры использования дольника в различных стихотворениях. Следующие отрывки В. Я. Брюсов поместил в своё исследование, о котором говорилось выше, для иллюстрации этого размера:
Стамати| был стар | и бессилен,
А Елена | молода | и проворна;
Она так-то | его | оттолкнула,
Что ушёл он | охая | да хромая.
Поделом тебе,| старый |бесстыдник!
Ай да баба!| отделалась | славно!«Песни западных славян. Феодор и Елена», А. С. Пушкин.
Как видим, внутренний ритм действительно присутствует. Он поддерживается за счёт постоянного числа ударений в каждой строке, но количество безударных интервалов между ними не равно, отчего возникает ощущение неровности, асимметрии. Но эта асимметрия придаёт строкам плавность, непредсказуемость и сходство с древними стихами.
Вот пример дольника у А. А. Блока:
Девушка | пела | в церковном | хоре
О всех | усталых | в чужом | краю,
О всех | кораблях,| ушедших | в море,
О всех,| забывших | радость | свою.Так пел | её голос, | летящий | в купол,
И луч | сиял | на белом | плече,
И каждый | из мрака | смотрел | и слушал,
Как белое | платье | пело | в луче.«Девушка пела в церковном хоре…»
Можно заметить, что строки сложены из силлабо-тонических стоп. Но это стопы разных размеров, а число безударных слогов изменчиво. Поэтому речь здесь идёт именно о дольнике, а не о каком-либо искажённом или видоизменённом силлабо-тоническом размере.
Следующее стихотворение принадлежит перу Анны Андреевны Ахматовой:
Вместо | мудрости |– опытность,| пресное
Неутоляющее | питье.
А юность| была как | молитва | воскресная…
Мне ли | забыть | её?Сколько | дорог| пустынных | исхожено
С тем, кто| мне не | был мил,
Сколько| поклонов | в церквах | положено
За того,| кто меня | любил…Стала | забывчивей | всех забывчивых,
Тихо | плывут | года.
Губ не|целован|ных, глаз | неулыбчивых
Мне не | вернуть | никогда.«Вместо мудрости – опытность, пресное…»
Таким образом, видим, что дольник встречается ещё у классиков русской поэзии, но в их произведениях обнаруживаются единичные примеры использования. Они связаны скорее с переводческой деятельностью, нежели с индивидуальной практикой применения. Зато в поэзии Серебряного века и далее встречаем большое разнообразие дольников, обусловленное поисками нового звучания и ритмического рисунка. Следует отметить, что дольник широко используется и по сей день в творчестве современных авторов.