Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Справочник для учащихся и начинающих авторов » Размеры, метры, стопы

Дольник

То, что основу русской классической поэзии XVIII – начала и середины XIX вв. составляет силлабо-тоническое стихосложение, ни у кого не вызывает сомнения. Конечно, в некоторых отдельных произведениях встречаются размеры и приёмы, нехарактерные для этой системы, но такая ситуация – скорее исключение из общей тенденции. С конца XIX века наблюдается уже серьёзное отклонение от принятой традиции. Силлаботоника начинает отступать на второй план, а на первый выступают принципы и системы стихосложения. Всё чаще в творчестве авторов этого периода можно обнаружить признаки чистой тоники и силлабики, а иногда и подражания античной метрике.

Понятно, что и силлабо-тоника не исчезла полностью. На стыке между ней и чисто тоническими системами рождаются новые интересные явления. Одним из них является дольник, также называемый русским паузником. С силлабо-тоническими размерами дольник роднит выраженный внутренний ритм, который образуется вследствие чередования сильных (ударных) и слабых (безударных) мест. Но поскольку величина межударных интервалов в дольнике не постоянна, а колеблется в диапазоне одного-двух слогов, то причислять этот размер к силлабо-тонике не представляется корректным.

Термин «дольник» (вероятно, от слова «доля» как составная часть стиха) был введён Валерием Яковлевичем Брюсовым в труде «Краткий курс науки о стихе» (1918 г.). Следует отметить, что сам поэт вкладывал в него несколько иное значение, нежели то, каким мы пользуемся теперь. Валерий Яковлевич называл дольниками стихи, в которых учитывается только количество ударных слогов, и выделял двухдольники, трёхдольники, четырёхдольники и т. д. Стоит отметить, что поэт считал цезуру, ритмическую паузу, неотъемлемым элементом стихов, в которых сильных мест четыре и более.

Некоторые исследователи (А. П. Квятковский) не признавали этого понятия, но другие, например, Н. А. Богомолов, М. Л. Гаспаров и т. д. приняли его и стали использовать его в своей практике. В наше время чаще всего под дольником понимается одна из форм тонического стиха, в которой в пределах одной строки могут соединяться и комбинироваться в произвольной форме двух– и трёхсложные стопы. Таким образом, этот размер объединяет в себе черты и тоники, и силлаботоники. Слабые безударные слоги могут выпадать; в этом случае дольник будет тяготеть к тонической системе, либо трансформироваться в тактовик. Отсюда вытекает сложность определения границ между дольником и тактовиком. Поэтому единого взгляда на термин в стиховедческом сообществе исследователей нет.

Считается, что проникновение дольника в русскую поэзию в XIX веке связано с переводами английских и немецких авторов романтического направления. Вот отрывок из «Жалобы пастуха» Генриха Гейне, переложенной на русский язык Василием Андреевичем Жуковским в 1817 году:

На ту | знакомую | гору
Сто раз | я в день | прихожу;
Стою,| склоняся | на посох,
И в дол | с вершины | гляжу.

Вздохнув,| медлительным | шагом
Иду | вослед | я овцам
И ча|сто, часто в | долину
Схожу,| не чувству|я сам.

Характерная черта дольника – это неравномерное, «рваное» звучание. Читатель, привыкший к строгому порядку силлабо-тонических размеров, сразу приметит эту неровность, присутствующую в произведениях многих поэтов Серебряного века. Часто дольник встречается в творчестве таких авторов, как В. Я. Брюсов, А. А. Блок, А. А. Ахматова, С. А. Есеник, Н. С. Гумилёв и др.

Рассмотрим примеры использования дольника в различных стихотворениях. Следующие отрывки В. Я. Брюсов поместил в своё исследование, о котором говорилось выше, для иллюстрации этого размера:

Стамати| был стар | и бессилен,
А Елена | молода | и проворна;
Она так-то | его | оттолкнула,
Что ушёл он | охая | да хромая.
Поделом тебе,| старый |бесстыдник!
Ай да баба!| отделалась | славно!

«Песни западных славян. Феодор и Елена», А. С. Пушкин.

Как видим, внутренний ритм действительно присутствует. Он поддерживается за счёт постоянного числа ударений в каждой строке, но количество безударных интервалов между ними не равно, отчего возникает ощущение неровности, асимметрии. Но эта асимметрия придаёт строкам плавность, непредсказуемость и сходство с древними стихами.

Вот пример дольника у А. А. Блока:

Девушка | пела | в церковном | хоре
О всех | усталых | в чужом | краю,
О всех | кораблях,| ушедших | в море,
О всех,| забывших | радость | свою.

Так пел | её голос, | летящий | в купол,
И луч | сиял | на белом | плече,
И каждый | из мрака | смотрел | и слушал,
Как белое | платье | пело | в луче.

«Девушка пела в церковном хоре…»

Можно заметить, что строки сложены из силлабо-тонических стоп. Но это стопы разных размеров, а число безударных слогов изменчиво. Поэтому речь здесь идёт именно о дольнике, а не о каком-либо искажённом или видоизменённом силлабо-тоническом размере.

Следующее стихотворение принадлежит перу Анны Андреевны Ахматовой:

Вместо | мудрости |– опытность,| пресное
Неутоляющее | питье.
А юность| была как | молитва | воскресная…
Мне ли | забыть | её?

Сколько | дорог| пустынных | исхожено
С тем, кто| мне не | был мил,
Сколько| поклонов | в церквах | положено
За того,| кто меня | любил

Стала | забывчивей | всех забывчивых,
Тихо | плывут | года.
Губ не|целован|ных, глаз | неулыбчивых
Мне не | вернуть | никогда.

«Вместо мудрости – опытность, пресное…»

Таким образом, видим, что дольник встречается ещё у классиков русской поэзии, но в их произведениях обнаруживаются единичные примеры использования. Они связаны скорее с переводческой деятельностью, нежели с индивидуальной практикой применения. Зато в поэзии Серебряного века и далее встречаем большое разнообразие дольников, обусловленное поисками нового звучания и ритмического рисунка. Следует отметить, что дольник широко используется и по сей день в творчестве современных авторов.



Утром 14 апреля 1930 г. Маяковский выстрелил себе в грудь после ссоры с Норой Полонской. Маяковский скончался до приезда кареты «Скорой помощи».

Если хочешь ты лимону,
Можешь кушать апельсин.
Если любишь Антигону,
То довольствуйся, мой сын,
Этой Фёклой престарелой,
Что в стряпне понаторела.

А. Блок в соавторстве с матерью А. А. Бекетовой. Написано 11 апреля 1898 г.

Лермонтов был арестован за стихотворение «Смерть поэта», написанное после гибели А. С. Пушкина. Текст назвали антиправительственным. От ссылки на Кавказ его спасло только вмешательство бабушки.


Смотри также:



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах