Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Максимилиан Волошин

«Гражданская война» М. Волошин

Одни восстали из подполий,
Из ссылок, фабрик, рудников,
Отравленные тёмной волей
И горьким дымом городов.

Другие – из рядов военных,
Дворянских разорённых гнёзд,
Где проводили на погост
Отцов и братьев убиенных.

В одних доселе не потух
Хмель незапамятных пожаров,
И жив степной, разгульный дух
И Разиных, и Кудеяров.

В других – лишённых всех корней –
Тлетворный дух столицы Невской:
Толстой и Чехов, Достоевский –
Надрыв и смута наших дней.

Одни возносят на плакатах
Свой бред о буржуазном зле,
О светлых пролетариатах,
Мещанском рае на земле…

В других весь цвет, вся гниль империй,
Всё золото, весь тлен идей,
Блеск всех великих фетишей
И всех научных суеверий.

Одни идут освобождать
Москву и вновь сковать Россию,
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир пересоздать.

В тех и в других война вдохнула
Гнев, жадность, мрачный хмель разгула,
А вслед героям и вождям
Крадётся хищник стаей жадной,
Чтоб мощь России неоглядной
Pазмыкать и продать врагам:

Cгноить её пшеницы груды,
Её бесчестить небеса,
Пожрать богатства, сжечь леса
И высосать моря и руды.

И не смолкает грохот битв
По всем просторам южной степи
Средь золотых великолепий
Конями вытоптанных жнитв.

И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас – тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами».

А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.

21 ноября 1919 г., Коктебель.

Сборник «Неопалимая купина», раздел «Усобица».

Анализ стихотворения Волошина «Гражданская война»

Стихотворение «Гражданская война» было написано в ноябре 1919 года, когда напряжение гражданского конфликта в революционной России достигло своего максимума. Ужасы братоубийственной войны стадии поводом для создания Волошиным целого цикла стихотворений, и «Гражданская война» стала одним из самых ярких, наиболее полно отразивших боль поэта и гражданина.

М. А. Волошин принципиально занимал нейтральную позицию, всеми силами пытаясь постичь правду обеих враждующих сторон, что и отражает стихотворение. Произведение большого мастера полно удивительных выразительных средств, свойственных творческой манере Волошина, это:

  • ряды однородных членов предложения – «из подполий, ссылок, фабрик, рудников», «гнев, жадность, хмель», «размыкать, продать, сгноить, бесчестить, пожрать, сжечь, высосать» – предельно реалистично изображающие и причины, и страшные последствия войны;
  • олицетворения – «отравленные волей и дымом», «хмель не потух», «разнуздать стихию», «ревущее пламя», «дух жив», «война вдохнула»;
  • эпитеты – «горький дым», «темная воля», «дворянские гнезда», «степной разгульный дух», «буржуазное зло», «мещанский рай», «мрачный хмель», «жадная стая», «золотые великолепия», «великие фетиши (предметы поклонения, духовные ценности)»;
  • метафоры – «хмель разгула», «надрыв и смута дней», «дым городов», «возносят бред», «гниль (в значении «факторы, приводящие к развалу, разлагающие») империй»;
  • синекдоха – «дух Разиных и Кудеяров (символы русской вольницы и разбоя)», «дух столицы», «освобождать Москву», «сковать Россию», «крадется хищник стаей», «светлые пролетариаты», «великолепие жнитв (жнивья – сжатые поля)»;
  • синтаксический параллелизм – «весь цвет, вся гниль, все золото, весь тлен», одновременно оформляющий ряд однородных членов предложения;
  • оксюморон – «рай на земле», «научные суеверия»;
  • контекстуальные антонимы – «степной – тлетворный», «одни – другие», «сковать – разнуздать»;
  • перифраз – «бесчестить небеса»: употребляя слово «небеса», поэт подразумевает духовное, высокое, небесное, все то, что свято для любого русского человека – традиции, историю, память предков, величие огромной страны, понятия о чести;
  • инверсия – «силами своими», «из рядов военных», «братьев убиенных», «не потух хмель», «жив дух», «крадется хищник», «стаей жадной», «России неоглядной», «ее пшеницы груды» – выделяет главное слово каждый фразы и обеспечивает рифму;
  • эллипсис – «другие – (появились) из рядов военных», «в других – (жив) тлетворный дух»;
  • цитирование – «Кто не за нас – тот против нас», причем цитата содержит эпифору, которая создает акцент на местоимении «мы»;
  • парцелляция – «…против нас. Нет безразличных…» выделяющая каждую часть;
  • архаизмы – «погост», «убиенные», «доселе».

Упоминание классиков русской литературы – Толстого, Чехова, Достоевского, разоренные дворянские гнезда (отсылка к И. С. Тургеневу) – является обращением к духовным скрепам, завуалированным призывом к гуманизму русского народа.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийНеопалимая купина


Если хочешь ты лимону,
Можешь кушать апельсин.
Если любишь Антигону,
То довольствуйся, мой сын,
Этой Фёклой престарелой,
Что в стряпне понаторела.

А. Блок в соавторстве с матерью А. А. Бекетовой. Написано 11 апреля 1898 г.

Лермонтов был арестован за стихотворение «Смерть поэта», написанное после гибели А. С. Пушкина. Текст назвали антиправительственным. От ссылки на Кавказ его спасло только вмешательство бабушки.

Друзья подшучивали над Лермонтовым за слабость к еде. Однажды товарищи даже угостили его булочками с древесными опилками. Поэт сначала не заметил ничего подозрительного и успел съесть несколько штук. Когда все выяснилось, он сильно обиделся.


Смотри также:



Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах