«Гражданская война» М. Волошин
Одни восстали из подполий,
Из ссылок, фабрик, рудников,
Отравленные тёмной волей
И горьким дымом городов.Другие – из рядов военных,
Дворянских разорённых гнёзд,
Где проводили на погост
Отцов и братьев убиенных.В одних доселе не потух
Хмель незапамятных пожаров,
И жив степной, разгульный дух
И Разиных, и Кудеяров.В других – лишённых всех корней –
Тлетворный дух столицы Невской:
Толстой и Чехов, Достоевский –
Надрыв и смута наших дней.Одни возносят на плакатах
Свой бред о буржуазном зле,
О светлых пролетариатах,
Мещанском рае на земле…В других весь цвет, вся гниль империй,
Всё золото, весь тлен идей,
Блеск всех великих фетишей
И всех научных суеверий.Одни идут освобождать
Москву и вновь сковать Россию,
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир пересоздать.В тех и в других война вдохнула
Гнев, жадность, мрачный хмель разгула,
А вслед героям и вождям
Крадётся хищник стаей жадной,
Чтоб мощь России неоглядной
Pазмыкать и продать врагам:Cгноить её пшеницы груды,
Её бесчестить небеса,
Пожрать богатства, сжечь леса
И высосать моря и руды.И не смолкает грохот битв
По всем просторам южной степи
Средь золотых великолепий
Конями вытоптанных жнитв.И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас – тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами».А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
21 ноября 1919 г., Коктебель.
Сборник «Неопалимая купина» (1924). Раздел «Усобица».
Анализ стихотворения Волошина «Гражданская война»
Стихотворение «Гражданская война» было написано в ноябре 1919 года, когда напряжение гражданского конфликта в революционной России достигло своего максимума. Ужасы братоубийственной войны стадии поводом для создания Волошиным целого цикла стихотворений, и «Гражданская война» стала одним из самых ярких, наиболее полно отразивших боль поэта и гражданина.
М. А. Волошин принципиально занимал нейтральную позицию, всеми силами пытаясь постичь правду обеих враждующих сторон, что и отражает стихотворение. Произведение большого мастера полно удивительных выразительных средств, свойственных творческой манере Волошина, это:
- ряды однородных членов предложения – «из подполий, ссылок, фабрик, рудников», «гнев, жадность, хмель», «размыкать, продать, сгноить, бесчестить, пожрать, сжечь, высосать» – предельно реалистично изображающие и причины, и страшные последствия войны;
- олицетворения – «отравленные волей и дымом», «хмель не потух», «разнуздать стихию», «ревущее пламя», «дух жив», «война вдохнула»;
- эпитеты – «горький дым», «темная воля», «дворянские гнезда», «степной разгульный дух», «буржуазное зло», «мещанский рай», «мрачный хмель», «жадная стая», «золотые великолепия», «великие фетиши (предметы поклонения, духовные ценности)»;
- метафоры – «хмель разгула», «надрыв и смута дней», «дым городов», «возносят бред», «гниль (в значении «факторы, приводящие к развалу, разлагающие») империй»;
- синекдоха – «дух Разиных и Кудеяров (символы русской вольницы и разбоя)», «дух столицы», «освобождать Москву», «сковать Россию», «крадется хищник стаей», «светлые пролетариаты», «великолепие жнитв (жнивья – сжатые поля)»;
- синтаксический параллелизм – «весь цвет, вся гниль, все золото, весь тлен», одновременно оформляющий ряд однородных членов предложения;
- оксюморон – «рай на земле», «научные суеверия»;
- контекстуальные антонимы – «степной – тлетворный», «одни – другие», «сковать – разнуздать»;
- перифраз – «бесчестить небеса»: употребляя слово «небеса», поэт подразумевает духовное, высокое, небесное, все то, что свято для любого русского человека – традиции, историю, память предков, величие огромной страны, понятия о чести;
- инверсия – «силами своими», «из рядов военных», «братьев убиенных», «не потух хмель», «жив дух», «крадется хищник», «стаей жадной», «России неоглядной», «ее пшеницы груды» – выделяет главное слово каждый фразы и обеспечивает рифму;
- эллипсис – «другие – (появились) из рядов военных», «в других – (жив) тлетворный дух»;
- цитирование – «Кто не за нас – тот против нас», причем цитата содержит эпифору, которая создает акцент на местоимении «мы»;
- парцелляция – «…против нас. Нет безразличных…» выделяющая каждую часть;
- архаизмы – «погост», «убиенные», «доселе».
Упоминание классиков русской литературы – Толстого, Чехова, Достоевского, разоренные дворянские гнезда (отсылка к И. С. Тургеневу) – является обращением к духовным скрепам, завуалированным призывом к гуманизму русского народа.