Логаэд
Как мы помним, не все античные стихотворные метры успешно переносятся на русскую почву. Счастливыми исключениями стали ямб, хорей, амфибрахий, анапест и дактиль, но остальные структуры греческого стихосложения находят отражение только в качестве имитаций. Таково положение логаэда. Рассмотрим, что представляет собой эта стихотворная форма и покажем, как она реализовалась в отечественной поэзии.
В широком смысле логаэдами (от древнегреческого слова «logaoidikos» – «прозаически-стихотворный») называют стихи, написанные в силлабо-метрической традиции. Эту систему стихосложения считают переходным этапом между силлабической и полностью метрической системами. Стихи, созданные на основе силлабо-метрики, объединяли силлабический и метрический принципы: в них содержалось определённое количество слогов, при этом поддерживалась особая последовательность слабых и сильных мест в строке.
В Древней Греции специфические логаэдические размеры носили имена своих создателей. Существовали сапфический стих, названный по имени поэтессы Сафо (Сапфо), алкеев стих, адоний, фалекий и т. д. Такими стихами писали песни, хоровые партии в трагедиях. Логаэдические метры применяли в своём творчестве такие авторы, как Асклепиад Самосский, Гай Валерий Катулл, Гораций и др. Ниже отрывок стихотворения Катулла в переводе А. И. Пиотровского:
Будем жить| и любить|, моя| подруга!
Воркотню| стариков| ожес|точённых
Будем в ло|манный грош| с тобо|ю ставить!
В небе солн|це зайдёт| и сно|ва вспыхнет…«К Лесбии».
Размер этой строфы можно представить так: анапест | анапест | ямб | амфибрахий. Как видим, переводчик постарался сохранить ритмическую структуру оригинала.
Понятно, что поскольку в русской силлабо-тонической системе нет слабых и сильных слогов, то точное перенесение логаэдических размеров невозможно. Поэтому в этой традиции под логаэдом стали понимать стихотворный размер, который образуется посредством сочетания нескольких неодинаковых стоп, например, анапестов, хореев и дактилей, в одном стихе. При этом в каждом стихе порядок стоп должен повторяться, иначе такой стих уже будет не логаэдическим, а тактовиком, дольником или акцентным стихом.
Примеров употребления логаэда много в поэзии Серебряного века. Это легко объяснить тенденцией к отходу от устоявшейся системы и поиску новых способов стихосложения. Вот несколько стихотворений, где присутствуют логаэдические стихи:
Губы| мои при|ближаются
К твоим| губам,
Таин|ства снова| свершаются,
И мир| как храм.Мы, как| священно|служители,
Творим| обряд.
Строго| в великой| обители
Слова | звучат.«В Дамаск», В. Я. Брюсов.
Здесь видим повторяющееся из строфы в строфу сочетание хорей + амфибрахий + пеон II + ямб + ямб.
Следующее произведение построено по схеме анапест + хорей + амфибрахий.
По холмам| – круглым| и смуглым,
Под лучом| – сильным| и пыльным,
Сапожком| – робким| и кротким –
За плащом| – рдяным| и рваным.По пескам| – жадным| и ржавым,
Под лучом| – жгучим| и пьющим,
Сапожком| – робким| и кротким –
За плащом| – следом| и следом.По волнам| – лютым| и вздутым,
Под лучом| – гневным| и древним,
Сапожком| – робким| и кротким –
За плащом| – лгущим| и лгущим.«Ученик», М. И. Цветаева.
Думается, можно считать логаэдическими и следующие стихи:
Плавно | у ночи| с чела
Мягка|я пада|ет мгла;
С поля| широко|го тень
Жмётся| под ближню|ю сень;
Жаждо|ю света| горя,
Выйти| стыдится| заря;
Холод|но, ясно, |бело,
Дрогну|ло птицы| крыло…
Солнца| ещё не| видать,
А на| душе бла|годать.«На рассвете», А. А. Фет.
В них, как видим, повторяется последовательность хореев, амфибрахиев и ямбов.
Логаэд – интересное явление в стихотворной традиции. Стихи, написанные в рамках этого размера, можно встретить в творчестве А. А. Ахматовой, Р. И. Рождественского и других авторов.