Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Справочник для учащихся и начинающих авторов » Размеры, метры, стопы

Логаэд

Как мы помним, не все античные стихотворные метры успешно переносятся на русскую почву. Счастливыми исключениями стали ямб, хорей, амфибрахий, анапест и дактиль, но остальные структуры греческого стихосложения находят отражение только в качестве имитаций. Таково положение логаэда. Рассмотрим, что представляет собой эта стихотворная форма и покажем, как она реализовалась в отечественной поэзии.

В широком смысле логаэдами (от древнегреческого слова «logaoidikos» – «прозаически-стихотворный») называют стихи, написанные в силлабо-метрической традиции. Эту систему стихосложения считают переходным этапом между силлабической и полностью метрической системами. Стихи, созданные на основе силлабо-метрики, объединяли силлабический и метрический принципы: в них содержалось определённое количество слогов, при этом поддерживалась особая последовательность слабых и сильных мест в строке.

В Древней Греции специфические логаэдические размеры носили имена своих создателей. Существовали сапфический стих, названный по имени поэтессы Сафо (Сапфо), алкеев стих, адоний, фалекий и т. д. Такими стихами писали песни, хоровые партии в трагедиях. Логаэдические метры применяли в своём творчестве такие авторы, как Асклепиад Самосский, Гай Валерий Катулл, Гораций и др. Ниже отрывок стихотворения Катулла в переводе А. И. Пиотровского:

Будем жить| и любить|, моя| подруга!
Воркотню| стариков| ожес|точённых
Будем в ло|манный грош| с тобоставить!
В небе солн|це зайдёт| и сно|ва вспыхнет…

«К Лесбии».

Размер этой строфы можно представить так: анапест | анапест | ямб | амфибрахий. Как видим, переводчик постарался сохранить ритмическую структуру оригинала.

Понятно, что поскольку в русской силлабо-тонической системе нет слабых и сильных слогов, то точное перенесение логаэдических размеров невозможно. Поэтому в этой традиции под логаэдом стали понимать стихотворный размер, который образуется посредством сочетания нескольких неодинаковых стоп, например, анапестов, хореев и дактилей, в одном стихе. При этом в каждом стихе порядок стоп должен повторяться, иначе такой стих уже будет не логаэдическим, а тактовиком, дольником или акцентным стихом.

Примеров употребления логаэда много в поэзии Серебряного века. Это легко объяснить тенденцией к отходу от устоявшейся системы и поиску новых способов стихосложения. Вот несколько стихотворений, где присутствуют логаэдические стихи:

Губы| мои при|ближаются
     К твоим| губам,
Таин|ства снова| свершаются,
     И мир| как храм.

Мы, как| священно|служители,
     Творим| обряд.
Строго| в великой| обители
     Слова | звучат.

«В Дамаск», В. Я. Брюсов.

Здесь видим повторяющееся из строфы в строфу сочетание хорей + амфибрахий + пеон II + ямб + ямб.

Следующее произведение построено по схеме анапест + хорей + амфибрахий.

По холмам| – круглым| и смуглым,
Под лучом| – сильным| и пыльным,
Сапожком| – робким| и кротким –
За плащом| – рдяным| и рваным.

По пескам| – жадным| и ржавым,
Под лучом| – жгучим| и пьющим,
Сапожком| – робким| и кротким –
За плащом| – следом| и следом.

По волнам| – лютым| и вздутым,
Под лучом| – гневным| и древним,
Сапожком| – робким| и кротким –
За плащом| – лгущим| и лгущим.

«Ученик», М. И. Цветаева.

Думается, можно считать логаэдическими и следующие стихи:

Плавно | у ночи| с чела
Мягка|я пада|ет мгла;
С поля| широко|го тень
Жмётся| под ближню|ю сень;
Жаждо|ю света| горя,
Выйти| стыдится| заря;
Холод|но, ясно, |бело,
Дрогну|ло птицы| крыло
Солнца| ещё не| видать,
А на| душе бла|годать.

«На рассвете», А. А. Фет.

В них, как видим, повторяется последовательность хореев, амфибрахиев и ямбов.

Логаэд – интересное явление в стихотворной традиции. Стихи, написанные в рамках этого размера, можно встретить в творчестве А. А. Ахматовой, Р. И. Рождественского и других авторов.



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах