Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Справочник для учащихся и начинающих авторов » Размеры, метры, стопы

Логаэд

Как мы помним, не все античные стихотворные метры успешно переносятся на русскую почву. Счастливыми исключениями стали ямб, хорей, амфибрахий, анапест и дактиль, но остальные структуры греческого стихосложения находят отражение только в качестве имитаций. Таково положение логаэда. Рассмотрим, что представляет собой эта стихотворная форма и покажем, как она реализовалась в отечественной поэзии.

В широком смысле логаэдами (от древнегреческого слова «logaoidikos» – «прозаически-стихотворный») называют стихи, написанные в силлабо-метрической традиции. Эту систему стихосложения считают переходным этапом между силлабической и полностью метрической системами. Стихи, созданные на основе силлабо-метрики, объединяли силлабический и метрический принципы: в них содержалось определённое количество слогов, при этом поддерживалась особая последовательность слабых и сильных мест в строке.

В Древней Греции специфические логаэдические размеры носили имена своих создателей. Существовали сапфический стих, названный по имени поэтессы Сафо (Сапфо), алкеев стих, адоний, фалекий и т. д. Такими стихами писали песни, хоровые партии в трагедиях. Логаэдические метры применяли в своём творчестве такие авторы, как Асклепиад Самосский, Гай Валерий Катулл, Гораций и др. Ниже отрывок стихотворения Катулла в переводе А. И. Пиотровского:

Будем жить| и любить|, моя| подруга!
Воркотню| стариков| ожес|точённых
Будем в ло|манный грош| с тобоставить!
В небе солн|це зайдёт| и сно|ва вспыхнет…

«К Лесбии».

Размер этой строфы можно представить так: анапест | анапест | ямб | амфибрахий. Как видим, переводчик постарался сохранить ритмическую структуру оригинала.

Понятно, что поскольку в русской силлабо-тонической системе нет слабых и сильных слогов, то точное перенесение логаэдических размеров невозможно. Поэтому в этой традиции под логаэдом стали понимать стихотворный размер, который образуется посредством сочетания нескольких неодинаковых стоп, например, анапестов, хореев и дактилей, в одном стихе. При этом в каждом стихе порядок стоп должен повторяться, иначе такой стих уже будет не логаэдическим, а тактовиком, дольником или акцентным стихом.

Примеров употребления логаэда много в поэзии Серебряного века. Это легко объяснить тенденцией к отходу от устоявшейся системы и поиску новых способов стихосложения. Вот несколько стихотворений, где присутствуют логаэдические стихи:

Губы| мои при|ближаются
     К твоим| губам,
Таин|ства снова| свершаются,
     И мир| как храм.

Мы, как| священно|служители,
     Творим| обряд.
Строго| в великой| обители
     Слова | звучат.

«В Дамаск», В. Я. Брюсов.

Здесь видим повторяющееся из строфы в строфу сочетание хорей + амфибрахий + пеон II + ямб + ямб.

Следующее произведение построено по схеме анапест + хорей + амфибрахий.

По холмам| – круглым| и смуглым,
Под лучом| – сильным| и пыльным,
Сапожком| – робким| и кротким –
За плащом| – рдяным| и рваным.

По пескам| – жадным| и ржавым,
Под лучом| – жгучим| и пьющим,
Сапожком| – робким| и кротким –
За плащом| – следом| и следом.

По волнам| – лютым| и вздутым,
Под лучом| – гневным| и древним,
Сапожком| – робким| и кротким –
За плащом| – лгущим| и лгущим.

«Ученик», М. И. Цветаева.

Думается, можно считать логаэдическими и следующие стихи:

Плавно | у ночи| с чела
Мягка|я пада|ет мгла;
С поля| широко|го тень
Жмётся| под ближню|ю сень;
Жаждо|ю света| горя,
Выйти| стыдится| заря;
Холод|но, ясно, |бело,
Дрогну|ло птицы| крыло
Солнца| ещё не| видать,
А на| душе бла|годать.

«На рассвете», А. А. Фет.

В них, как видим, повторяется последовательность хореев, амфибрахиев и ямбов.

Логаэд – интересное явление в стихотворной традиции. Стихи, написанные в рамках этого размера, можно встретить в творчестве А. А. Ахматовой, Р. И. Рождественского и других авторов.



Лермонтов был арестован за стихотворение «Смерть поэта», написанное после гибели А. С. Пушкина. Текст назвали антиправительственным. От ссылки на Кавказ его спасло только вмешательство бабушки.

Друзья подшучивали над Лермонтовым за слабость к еде. Однажды товарищи даже угостили его булочками с древесными опилками. Поэт сначала не заметил ничего подозрительного и успел съесть несколько штук. Когда все выяснилось, он сильно обиделся.

Маяковский не здоровался за руку (в крайних случаях использовал платок). Причина: отец поэта умер от сепсиса, после укола булавкой.


Смотри также:



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах