«Зима» П. Вяземский
В дни лета природа роскошно,
Как дева младая, цветет,
И радостно денно и нощно
Ликует, пирует, поет.Красуясь в наряде богатом,
Природа царицей глядит,
Сафиром, пурпуром, златом
Облитая, чудно горит.И пышные кудри и косы
Скользят с-под златого венца,
И утром и вечером росы
Лелеют румянец лица.И полные плечи и груди –
Всё в ней красота и любовь,
И ею любуются люди,
И жарче струится в них кровь.С приманки влечет на приманку!
Приманка приманки милей!
И день с ней восторг спозаранку,
И ночь упоительна с ней!Но поздняя осень настанет:
Природа состарится вдруг;
С днем каждым всё вянет, всё вянет,
И ноет в ней тайный недуг.Морщина морщину пригонит,
В глазах потухающих тьма,
Ко сну горемычную клонит,
И вот к ней приходит зима.Из снежно-лебяжьего пуху
Спешит пуховик ей постлать,
И тихо уложит старуху,
И скажет ей: спи, наша мать!И спит она дни и недели,
И полгода спит напролет,
И сосны над нею и ели
Раскинули темный намет.И вьюга ночная тоскует
И воет над снежным одром,
И месяц морозный целует
Старушку, убитую сном.
Ноябрь 1848 г.
Анализ стихотворения П. А. Вяземского «Зима»
Удивительное по красоте стихотворение П. А. Вяземского – поэтическое уподобление человеческой жизни сезонному природному циклу. К подобному способу отражения реальности прибегали многие поэты, но опыт великого русского поэта является выдающимся. Природа традиционно выступает в образе уважаемой доброй матери.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- сравнения – «цветет, как дева», «глядит царицей» – в них красота природы ассоциирована с женской красотой;
- архаические усечения слов – «младая дева», «златой венец» – придающие изложению ноты патетики, торжественности;
- ряды однородных членов предложения – «цветет, ликует, пирует, поет»; «сафиром, пурпуром, златом»; «спешит, уложит, скажет» – отражают разные стороны жизни;
- инверсию – «спит она», «дева младая», «вьюга ночная», «царицей глядит», «любуются люди», «струится кровь», «в наряде богатом», «с днем каждым», «ноет недуг», «приходит зима», «спит она», которая выделяет ключевое – как правило, последнее – слово;
- фразеологизм – «денно и нощно»;
- поэт широко использует металепсис (переход одного тропа в другой) – например, риторические восклицание – «… с ней восторг спозаранку, и ночь … с ней!», сочетанное с симплокой (повторением местоимения с ней в смежных фразах), риторические восклицание, которое сочетается с лексическим повтором – «С приманки … на приманку! Приманка приманки милей!», риторическое восклицание, включающее обращение – «спи, … мать!»;
- олицетворения – «природа цветет, горит»; «косы скользят», «росы лелеют», «природа состарится», «вьюга тоскует», «месяц целует», «недуг ноет», «морщина пригонит», «зима спешит, уложит, скажет»; «приманка милей»;
- антонимы – «утро – вечер», «лето – зима», «день – ночь», «денно – нощно»;
- метафоры – «лелеют румянец», «убитая сном», «облитая златом», «в глазах тьма» – позволяющие лаконично, но с предельной точностью описать явления;
- лексические повторы – «всё вянет, всё вянет»; «морщина морщину …», «спит … недели, … полгода спит» – создающие смысловой акцент;
- эпитеты – «тайный недуг», «потухающие глаза», «снежно-лебяжий пух»; «ночная вьюга»; «снежный одр (ложе)»; «морозный месяц», «богатый наряд» – ярко характеризующие качества предметов, черты зимнего пейзажа;
- перифразы – «горемычная», «старуха», «наша мать» – используются для иного названия природы, выражения авторского отношения к ней;
- многосоюзие – «и плечи и груди», «и сосны … и ели», «и любуются и струится» – также используется для выделения сочетанного с союзом члена предложения;
- аллитерация (повторение однородных согласных) – «морщина морщину».
Устаревшее слово «намет» означает «шалаш, навес»; «сафир» – то же, что сапфир, драгоценный камень синего цвета. Большая частотность присоединительных союзов «и» способствует созданию целостной картины бытия, отражению природных явлений во всей их взаимосвязи.