Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Безжизненный чертог…» Ф. Сологуб

* * *

Безжизненный чертог,
Случайная дорога…
Не хочет жизни Бог, –
Иль жизнь не хочет Бога?

Опять встаёт заря,
Колышутся туманы,
И робко ждут Царя
Томительные страны.

Но лютый змий возник,
И мечет стрелы злые,
И грозен мёртвый лик
Пылающего змия.

Для смерти – здесь чертог,
Для случая – дорога.
Не хочет жизни Бог,
И жизнь не хочет Бога.

<23 мая 1902>

Анализ стихотворения В. К. Сологуба «Безжизненный чертог…»

Стихотворение «Безжизненный чертог» написано в жанре философской лирики. Основные его образы – отвлеченные философские понятия. Произведение представляет собой выстраданное рассуждение автора о смысле бытия и человеческом предназначении. И автор приходит к неутешительному выводу о том, что зло доминирует и оно могущественно. Это центральная тема всего творчества Федора Кузьмича.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • умолчание – «случайная дорога…», придающее нотки меланхолии;
  • лексику книжного стиля – «чертог», «лик» – она отражает претензию автора на собственную исключительность, право излагать высокие истины и придает изложению патетику и выспренность;
  • инверсию – «не хочет Бог», «встаёт заря», «колышутся туманы», создающую смысловой акцент на именах существительных – названиях явлений;
  • метафору – «не хочет жизни», подразумевается не жизнь как таковая, а ее характерные проявления;
  • олицетворения – «жизнь не хочет», «лик змия», «злые стрелы»;
  • риторический вопрос – «… иль жизнь не хочет Бога?», который придает тексту эмоциональность и приглашает читателя к дискуссии;
  • эпитеты – «томительные страны (в контексте речи имеются в виду народы, находящиеся в состоянии истомы, приятной расслабленности, воображаемого изнеможения)», «лютый змий», «пылающий змий»;
  • ряд однородных членов предложения – «возник, мечет»;
  • многосоюзие – « и мечет, и грозен» – подчеркивает и одновременность событий, и каждое в отдельности;
  • контекстуальные антонимы – «змий – Бог»;
  • перифразы – «чертог» – душа человека, «дорога» – его жизнь.

Произведение можно разделить на части: первая – формулировка ключевого мировоззренческого вопроса, вторая – описание условий борьбы добра и зла, третья – заключение о бесполезности этой борьбы и бесперспективности духовного восхождения.

Стихотворение пронизано безысходностью: автор пытается убедить читателя, что все происходящее трагически предопределено первородным грехом, ущербностью человеческой натуры и тем самым доказать, что активные действия бессмысленны. Очевидно, что, противопоставляя Богу жизнь, автор ассоциирует ее исключительно с удовольствиями, материальными благами.

Метафорический смысл названия – внутренний мир человека как пустой дом, в котором нет места теплу и состраданию. С автором можно согласиться только в одном: робкое ожидание и томление действительно непродуктивны.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах