«Безжизненный чертог…» Ф. Сологуб
* * * Безжизненный чертог,
Случайная дорога…
Не хочет жизни Бог, –
Иль жизнь не хочет Бога?Опять встаёт заря,
Колышутся туманы,
И робко ждут Царя
Томительные страны.Но лютый змий возник,
И мечет стрелы злые,
И грозен мёртвый лик
Пылающего змия.Для смерти – здесь чертог,
Для случая – дорога.
Не хочет жизни Бог,
И жизнь не хочет Бога.
<23 мая 1902>
Анализ стихотворения В. К. Сологуба «Безжизненный чертог…»
Стихотворение «Безжизненный чертог» написано в жанре философской лирики. Основные его образы – отвлеченные философские понятия. Произведение представляет собой выстраданное рассуждение автора о смысле бытия и человеческом предназначении. И автор приходит к неутешительному выводу о том, что зло доминирует и оно могущественно. Это центральная тема всего творчества Федора Кузьмича.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- умолчание – «случайная дорога…», придающее нотки меланхолии;
- лексику книжного стиля – «чертог», «лик» – она отражает претензию автора на собственную исключительность, право излагать высокие истины и придает изложению патетику и выспренность;
- инверсию – «не хочет Бог», «встаёт заря», «колышутся туманы», создающую смысловой акцент на именах существительных – названиях явлений;
- метафору – «не хочет жизни», подразумевается не жизнь как таковая, а ее характерные проявления;
- олицетворения – «жизнь не хочет», «лик змия», «злые стрелы»;
- риторический вопрос – «… иль жизнь не хочет Бога?», который придает тексту эмоциональность и приглашает читателя к дискуссии;
- эпитеты – «томительные страны (в контексте речи имеются в виду народы, находящиеся в состоянии истомы, приятной расслабленности, воображаемого изнеможения)», «лютый змий», «пылающий змий»;
- ряд однородных членов предложения – «возник, мечет»;
- многосоюзие – « и мечет, и грозен» – подчеркивает и одновременность событий, и каждое в отдельности;
- контекстуальные антонимы – «змий – Бог»;
- перифразы – «чертог» – душа человека, «дорога» – его жизнь.
Произведение можно разделить на части: первая – формулировка ключевого мировоззренческого вопроса, вторая – описание условий борьбы добра и зла, третья – заключение о бесполезности этой борьбы и бесперспективности духовного восхождения.
Стихотворение пронизано безысходностью: автор пытается убедить читателя, что все происходящее трагически предопределено первородным грехом, ущербностью человеческой натуры и тем самым доказать, что активные действия бессмысленны. Очевидно, что, противопоставляя Богу жизнь, автор ассоциирует ее исключительно с удовольствиями, материальными благами.
Метафорический смысл названия – внутренний мир человека как пустой дом, в котором нет места теплу и состраданию. С автором можно согласиться только в одном: робкое ожидание и томление действительно непродуктивны.
Автор: Фёдор Сологуб