«Как часто, пёстрою толпою окружён…» М. Лермонтов
* * * 1-е январяКак часто, пестрою толпою окружен, Когда передо мной, как будто бы сквозь сон, При шуме музыки и пляски, При диком шепоте затверженных речей, Мелькают образы бездушные людей, Приличьем стянутые маски, Когда касаются холодных рук моих С небрежной смелостью красавиц городских Давно бестрепетные руки, – Наружно погружась в их блеск и суету, Ласкаю я в душе старинную мечту, Погибших лет святые звуки. И если как-нибудь на миг удастся мне Забыться, – памятью к недавней старине Лечу я вольной, вольной птицей; И вижу я себя ребенком, и кругом Родные всё места: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей; Зеленой сетью трав подернут спящий пруд, А за прудом село дымится – и встают Вдали туманы над полями. В аллею темную вхожу я; сквозь кусты Глядит вечерний луч, и желтые листы Шумят под робкими шагами. И странная тоска теснит уж грудь мою; Я думаю об ней, я плачу и люблю, Люблю мечты моей созданье С глазами, полными лазурного огня, С улыбкой розовой, как молодого дня За рощей первое сиянье. Так царства дивного всесильный господин – Я долгие часы просиживал один, И память их жива поныне Под бурей тягостных сомнений и страстей, Как свежий островок безвредно средь морей Цветет на влажной их пустыне. Когда ж, опомнившись, обман я узнаю И шум толпы людской спугнет мечту мою, На праздник незванную гостью, О, как мне хочется смутить веселость их И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью!..
Январь 1840 г.
Анализ стихотворения Лермонтова «Как часто, пестрою толпою окружен…»
Будучи подростком, Михаил Лермонтов мечтал о том, чтобы блистать в светском обществе. Однако со временем понял, что люди, с которыми ему приходится общаться на различных балах и приемах, отличаются удивительным лицемерием. Очень скоро молодому поэту наскучили пустые и высокопарные разговоры, которые не имели никакого отношения к действительности, и он стал избегать общения с теми, кого считал «людьми с двойным дном».
Следует учитывать и тот факт, что сам Лермонтов от природы был достаточно скрытным человеком, он не умел на должном уровне поддерживать светскую беседу и награждать женщин льстивыми комплиментами. Когда этого требовал этикет, поэт становился резким и насмешливым, из-за чего очень скоро снискал славу невоспитанного грубияна, презирающего этикет. О чем думал в эти минуты поэт? Свои мысли и наблюдения он попытался изложить в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…», которое написал в январе 1840 года. В это время Лермонтов, получив очередной отпуск, на несколько недель приехал в Москву и оказался в гуще светских событий, когда традиционные зимние балы следовали буквально один за другим. Проигнорировать он их не мог, однако удовольствия от необходимости присутствовать на каждом таком мероприятии явно не испытывал.
В воспоминаниях Ивана Сергеевича Тургенева сохранилась история создания стихотворения. Писатель наблюдал, как проходили празднества в честь наступающего 1840 года. На одном из костюмированных балов он заметил Лермонтова, окружённого толпой гостей. «Ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали за руки…», – так описал Тургенев увиденное. Писателю показалось на миг, что он видит на лице Михаила Юрьевича просветление, будто тот погрузился во вдохновенный транс. Иван Сергеевич предположил, что именно в тот момент в душе поэта рождались строки этого философского стихотворения.
Лирический герой стихотворения – сам поэт. Михаил Юрьевич выступает в качестве мудрого наблюдателя, который следит не только за окружающим его миром, но и за самим собой. Автор рассказывает о том, как посреди шума великосветского салона важно бывает вспомнить о том, что по-настоящему ценно.
Герой, пресытившись фальшивым блеском маскарада, мысленно уносится в своё детство, которое он провёл в усадьбе на лоне природы. То время ассоциируется у поэта с искренностью, чистотой, настоящими чувствами. Он противопоставляет в стихотворении образы действительности и прошлого. Мир аристократического салона представляется Михаилу Юрьевичу неживым. Автор использует для его изображения жесткие эпитеты: «дикий шёпот затвёрженных речей», «красавиц городских бестрепетные руки», «приличьем стянутые маски». Интересно выражение «образы бездушные людей», оно ярко показывает, что для Лермонтова людей в этой толпе нет, а есть только тщательно поддерживаемые видимости, то, какими люди хотят казаться.
Но вот поэт описывает мир своего детства. Настроение стихотворения стремительно меняется. Появляется мягкая мечтательность, отражённая в живописных образах: «спящий пруд», «царства дивного всесильный господин». Изящные очаровательные эпитеты наполняют эту часть стихотворения: «аллею тёмную», «вечерний луч», «зелёной сетью трав», «вольной, вольной птицей». Анафора
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня…
подчёркивает нежность, которую автор испытывает по отношению к этим воспоминаниям.
Но неизбежно сознание поэта возвращается к жестокой реальности, и снова в стихотворении появляются пугающие фразы, например, «железный стих, облитый горечью и злостью».
Поэт не призывает читателя чему-то научиться, но он показывает на своём примере, что следует ценить, а к чему относиться с осторожностью. В этом кроется поразительная способность литературы помогать людям понимать жизнь в её разных проявлениях.