Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Слон» С. Чёрный

– Слоник-слоник, настоящий слон живой, –
Отчего ты все качаешь головой?

– Оттого что, потому что, потому, –
Все я думаю, дружок, и не пойму…

Не пойму, что человек, такой малыш –
Посадил меня в клетушку, словно мышь…

Ох, как скучно головой весь день качать!
Лучше бревна дали б, что ли, потаскать…

– Слоник-слоник, не качай ты головой!
Дай мне лучше поскорее хобот свой…

Я принес тебе из бархата слона,
Он хоть маленький, но милый. Хочешь? На!

Можешь мыть его, и нянчить, и лизать…
Ты не будешь головой теперь качать?..

1920 г.

Анализ стиха С. Черного «Слон»

Саша Черный как человек озорной, пассионарный, с нестандартным складом ума, много и охотно писал для детей, излагая собственную, чаще всего парадоксальную точку зрения на многие вещи. Поэтому его творчество пользовалось большой популярностью. В незатейливом детском стихотворении «Слон» поднимаются непростые темы свободы и несвободы, истинного и ложного.

Произведение содержит такие средства художественной выразительности:

  • вопросно-ответную форму изложения – это прием позволяет автору сделать читателя собеседником, пригласить его поразмыслить над проблемой, поднятой в стихотворении;
  • лексические повторы – «слоник-слоник», «оттого что, потому что, потому» – имитируют детскую речь, придавая ей искренность, непосредственность;
  • инверсию – «слон живой», «хобот свой», «дай мне лучше»;
  • аллитерацию (повторение однородных согласных создает звуковые акценты) – «слоник-слоник, настоящий слон…», «в клетушку, словно мышь», «бревна дали б»;
  • сравнение – «посадил, словно мышь» – позволяет на примере мыши и слона сопоставить разные явления;
  • контекстуальные синонимы – «человек, малыш» – обыгрывают размеры человека в сравнении со слоном;
  • оформленные троеточиями умолчания, например, «посадил меня в клетушку…» – недосказана авторская мысль о правомерности действий человека, «дай мне хобот…» – иными словами «доверься мне, прими сочувствие»;
  • риторические восклицания – «…как скучно … качать!», « … не качай ты головой!», «На!» – подчеркивают эмоциональность малыша;
  • ряды однородных членов предложения – «думаю, не пойму», «мыть, нянчить, лизать»;
  • слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «слоник», «клетушка».

Основные образы произведения – слон и малыш. Автор намеренно делает ребенка собеседником животного, чтобы в рамках короткого диалога отразить его чистый, непредвзятый взгляд на мир. Очевидно, что степень «человечности» человека автор определяет по его отношению к животным.

Стихотворение не содержит четко сформулированного назидания, но текст иносказателен: то есть за одним предполагается другое. Это пример приращения смысла, который состоит в недопустимости на потеху толпе вырывать из среды естественного обитания и лишать свободы сильное животное, тем более такое большое, умное и непростое в содержании, как слон. Сочувствующий наивный ребенок в желании скрасить жизнь животного предлагает бархатный эрзац, но ценность живого общения ясна даже ему.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах