«Как мошки зарёю…» А. Фет
* * * Как мошки зарею, Крылатые звуки толпятся; С любимой мечтою Не хочется сердцу расстаться. Но цвет вдохновенья Печален средь буднишних терний; Былое стремленье Далеко, как отблеск вечерний. Но память былого Всё крадется в сердце тревожно… О, если б без слова Сказаться душой было можно!
11 августа 1844 г.
Из цикла «Мелодии».
Анализ стихотворения А. А. Фета «Как мошки зарёю…»
Стихотворение написано в 1844 году и относится к раннему периоду творчества Афанасия Афанасьевича. Оно носит отпечаток непростого жизненного опыта двадцатичетырехлетнего поэта, отражает его тревогу и душевные искания. Внешний мир как бы окрашивается настроением лирического героя, одушевляется им.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- сравнения – «толпятся, как мошки», «далеко, как отблеск вечерний (то есть луч уходящего за горизонт солнца)»;
- олицетворения – «звуки толпятся», «цвет печален», «сердцу не хочется расстаться с мечтою», «память крадется», придающие речи удивительную выразительность;
- умолчание – «память … крадется тревожно…» – лирический герой будто не в силах описать волнующие картины былого, поэтому мысль остается недосказанной;
- эпитеты – «крылатые (то есть подвижные, летучие) звуки», «буднишние (прозаические, однообразные) тернии», «любимая мечта»;
- метафоры – «цвет вдохновенья», «сказаться (выразиться) душой»;
- инверсию – «отблеск вечерний», формирующую рифму;
- риторическое восклицание – «…если б сказаться … было можно!».
В контексте речи тернии – страдания, невзгоды, трудности.
Особенность поэзии Фета – создание природных картин редкой красоты и достоверности. Оборот «мошки зарею (то есть вечером)… толпятся» с фотографической точностью описывает роение мелких насекомых, различаемых глазом именно в вечерние часы, когда спадает жара, а лучи солнца падают под определенным углом. В произведении прослеживается попытка показать внутренний мир человека в неразрывной связи с явлениями природы.
В рамках стихотворения утончённый лирик Фет открывает читателю сокровенные глубины своей души. Композиция произведения такова, что первая строфа является констатацией того, что все естество поэта стремится к творчеству. Во второй строфе, противопоставленной первой, он с горечью отмечает, что вдохновенные порывы входят в противоречие с повседневностью, безрадостной действительностью. В третьей строфе лирический герой, ассоциированный с автором, отмечает, что именно отпечаток прожитого – то ли клеймо незаконнорожденного, то ли несчастная любовь – мешает быть счастливым, и этот след невозможно вытравить из сердца.
Слова порой не могут передать характер испытываемого человеком чувства. Поэтому лирический герой мечтает высказаться без слов и быть понятым.