«Радоваться рано» В. Маяковский
Будущее ищем.
Исходили вёрсты торцов.
А сами
расселились кладбищем,
придавлены плитами дворцов.
Белогвардейца
найдете – и к стенке.
А Рафаэля забыли?
Забыли Растрелли1 вы?
Время
пулям
по стенке музеев тенькать.
Стодюймовками глоток старье расстреливай!
Сеете смерть во вражьем стане.
Не попадись, капитала наймиты.
А царь Александр
на площади Восстаний
стоит?2
Туда динамиты!
Выстроили пушки по опушке,
глухи к белогвардейской ласке.
А почему
не атакован Пушкин?
А прочие
генералы классики?
Старье охраняем искусства именем.
Или
зуб революций ступился о короны?
Скорее!
Дым развейте над Зимним –
фабрики макаронной!
Попалили денек-другой из ружей
и думаем –
старому нос утрем.
Это что!
Пиджак сменить снаружи –
мало, товарищи!
Выворачивайтесь нутром!
1918 г.
1 Растрелли, Бартоломео (1700–1771) – русский зодчий, по проекту которого построен Зимний дворец.
2 А царь Александр на площади Восстании стоит? – памятник Александру III в Петрограде (скульптор П. Трубецкой).
Анализ стихотворения Маяковского «Радоваться рано»
Стихотворение «Радоваться рано» написано в 1918 году. Оно явно отражает тот факт, что охваченному левацкими настроениями В. В Маяковскому даже радикализм революционных перемен того времени казался не вполне достаточным. В рамках произведения поэт призывает к коренной перестройке существующего миропорядка, призывает не останавливаться на достигнутом, призывает к пересмотру всех аспектов жизни, в том числе отношения к «старорежимному» искусству.
Стихотворение содержит следующие средства выразительности:
- метафоры – «будущее ищем», «исходили версты торцов», «плиты дворцов», «генералы классики» – резко выделяющие суть явлений;
- парцелляцию – «Будущее ищем. Исходили версты торцов», усиливающую впечатление от специфической «рубленой» рифмовки;
- лексический повтор – « … Рафаэля забыли? Забыли Растрелли …», поэт не случайно использует фамилию прославленного зодчего, которая вызывает ассоциации с карательными мерами революционеров;
- оксюморон – «расселились кладбищем», имеющий негативную коннотацию;
- эллипсис – «найдете – и (ставите) к стенке», «туда (несите) динамиты» – придающий изложению лаконизм и предельную определенность;
- инверсию – «забыли вы», «капитала наймиты», «охраняем искусства именем», «время пулям тенькать»;
- олицетворения – «пулям тенькать», «глотки стодюймовок», «зуб революций», «старье расстреливай» – придающие тексту образность и силу;
- перифраз – «царь Александр» – отсылающий читателя к памятнику императору Александру III;
- эпитеты – «белогвардейская ласка», «вражий стан»;
- фразеологизм – «утрем нос» – придающий тексту разговорный оттенок;
- риторические вопросы – « … Рафаэля забыли?», «3абыли … вы?», «А царь … стоит?», «Почему не атакован…?», «А прочие?..», «… ступился (затупился) о короны?» – оживляющие изложение;
- риторические восклицания – «…старье расстреливай!», «Туда динамиты!», «Скорее!», «Дым развейте!..», «Это что!», «…мало, товарищи!», «Выворачивайтесь!…»;
- аллитерацию (повторение однородных согласных) – «пушки на опушке … не атакован Пушкин» – создающую игру слов;
- многосоюзие – «А почему на атакован…? А прочие…?»;
- разговорную лексику – «нутро», «вражий»;
- императивную лексику – «не попадись», «расстреливай», «развейте», «выворачивайтесь» – носящую предписывающий характер и отражающую активную гражданскую позицию Маяковского, его требование конкретных действий.
Оборот «версты торцов» требует прояснения. Торец здания – узкая сторона, не являющаяся фасадом и, как правило, не имеющая входа (выхода). Хождение вдоль торцов символизируют неопределенность, а исхоженные версты иносказательно изображают поиск новой модели государственного устройства.