Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Иван Тургенев

«Близнецы» И. Тургенев

Я видел спор двух близнецов. Как две капли воды походили они друг на друга всем: чертами лица, их выражением, цветом волос, ростом, складом тела – и ненавидели друг друга непримиримо.

Они одинаково корчились от ярости. Одинаково пылали близко друг на дружку надвинутые, до странности схожие лица; одинаково сверкали и грозились схожие глаза; те же самые бранные слова, произнесенные одинаковым голосом, вырывались из одинаково искривленных губ.

Я не выдержал, взял одного за руку, подвел его к зеркалу и сказал ему:

– Бранись уж лучше тут, перед этим зеркалом… Для тебя не будет никакой разницы… но мне-то не так будет жутко.

Февраль 1878 г.
И. С. Тургенев «Собрание сочинений в двенадцати томах. Т. 10». Раздел «Senilia. Стихотворения в прозе».

Анализ стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Близнецы»

Стихотворение «Близнецы» написано в феврале 1878 года зрелым мастером слова и сложившимся человеком. Миниатюрная новелла имеет глубокое философское наполнение. Как и большинство произведений Ивана Сергеевича, она проникнута тонким психологизмом, знанием человеческой души.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • фразеологизм – «как две капли воды», придающий речи живость и доступность одновременно;
  • ряды однородных членов предложения – «чертами, выражением, цветом, ростом, складом», «походили, ненавидели», «сверкали, грозились», «не выдержал, взял, подвел, сказал», они наполняют произведение действием, придают речи динамичность и увлекательность;
  • лексический повтор – «одинаково корчились, одинаково пылали…, одинаково сверкали…, одинаковым голосом …, одинаково искривленных …» – создает акцент на тождестве посылов, чувств и реакций собеседников;
  • метафоры – «корчились от ярости», «лица пылали» – ярко характеризуют явления, вызывают зрительные ассоциации;
  • эпитет – «надвинутые лица»;
  • умолчания – «бранись … перед зеркалом …», «не будет … разницы …» – передают растерянность автора;
  • инверсию – «походили они», «пылали лица», «не так будет жутко», выделяющую заключительное слово каждой фразы;
  • олицетворение – «слова вырывались» – подчеркивает трагическую неуправляемость ситуации.

Делая героями произведения близнецов – кровных родственников, великий русский писатель иллюстрирует двойственность человеческой натуры, осуждает нетерпимость скорых на расправу людей, которая лишает их всего человеческого. Подведя одного из участников спора к зеркалу, автор побуждает его осознать разрушительность отношений, увидеть свое второе «Я», направляет его условный взгляд внутрь собственной натуры, склоняет к самоанализу.

Автор также подчеркивает, что морального превосходства не имеет никто из спорщиков. Писателя охватывает ужас оттого, что происходящее напоминает самоубийство именно потому, что люди поразительно схожи.

Самоцитирование придает произведению документальную подлинность. Писатель не случайно употребляет оборот «видел спор» вместо «слышал спор, присутствовал при нем». Использованные приемы выразительности – в частности, эпитет «надвинутые лица» – позволяют и читателю рассмотреть его с фотографической точностью.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах