Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Поэтические приёмы

Эмфаза

Существует множество способов придать стихотворению исключительную эмоциональность и выразительность. Например, можно употреблять повторы, которые имитируют речь взволнованного человека. Можно менять местами члены предложения. Это создаст впечатление быстрого, спонтанного высказывания. Можно воздействовать на интонацию, используя знаки препинания или выделяя нужные слова графически. Все эти и некоторые другие способы исследователи включают в понятие «эмфаза».

Этот термин попал в русскую науку из греческого языка. «Emphasis» переводится как «указание, выразительность». Следует различать определения этого понятия. В узком смысле под эмфазой понимают троп, заключающийся в том, что некоторое слово употребляется в ограниченном, суженном значении вместо обычного значения. Так, например, выделенное слово использовано в реплике главного героя трагедии У. Шекспира:

Он человек был в полном смысле слова.
Уж мне такого больше не видать!

«Гамлет», перевод Б. Л. Пастернака.

Здесь имеется в виду не общее понятие «человек» как живой организм вида Homo Sapiens, а узкое значение – человек как выдающаяся достойная личность.

В широком значении под эмфазой понимают усиление выразительности, напряжения и эмоциональности произведения, которое достигается благодаря применению определённых художественных средств и фигур речи. Приёмов, способствующих увеличению экспрессивности речи, существует несколько. Некоторые из них освещены выше, но упомянем их ещё раз и раскроем подробнее.

  • Изменение интонации, ритмическое выделение важного слова или группы слов.

Конечно, это акцентно-интонационное выделение в большей мере присуще озвученной речи, но на письме тоже возможно привлечь внимание к какому-либо выражению. Это можно сделать при помощи инверсии (изменённый порядок членов предложения), особой позиции слова, при которой ритмическое ударение подчеркнёт важное слово, паузы и т. д.

  • Применение стилистических фигур – повторов (анафоры, эпифоры, рефрены), бессоюзий, хиазмов, риторических вопросов и др.

Одна из важнейших функций фигур речи – это как раз придание строкам экспрессивности, яркости, страстности. Рассмотрим это на примере стихотворения К. М. Симонова:

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Жёлтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждёт.

«Жди меня, и я вернусь…».

Этот отрывок насыщен фигурами. Мы видим многосоюзие, анафоры и инверсии. Попробуем отбросить их все, представить на месте повторов другие слова. Мы получим скупой сухой текст, не вызывающих никаких чувств. Кстати, в этом фрагменте можем наблюдать и акцентное воздействие: фраза «жди меня» требует особой интонации, отличной от последующих строк.

  • Использование междометий и обращений.

Этот приём также повышает эмоциональность произведения, так как привносит в текст нечто личное и вовлекает читателя в диалог с автором.

Кто б ни был ты, о мой читатель,
Друг, недруг, я хочу с тобой
Расстаться нынче как приятель.
Прости…

«Евгений Онегин», А. С. Пушкин.

Эх вы, сани! А кони, кони!
Видно, чёрт их на землю принёс.
В залихватском степном разгоне
Колокольчик хохочет до слёз.

«Эх вы, сани! А кони, кони!…», С. А. Есенин.

Сияет венец вкруг холодной луны.
Чьим стоном нарушен покой тишины?
В таинственных далях, как утром, светло.
Чу! кто-то рыдает… упало весло…

«В камышах», В. Я. Брюсов.

  • Пунктуационное выделение.

Использование многоточий, восклицательных знаков и т. д. также является одним из приёмов создания эмфатической речи. В отрывке выше мы можем почувствовать волнение лирического героя, в том числе, благодаря расставленным в определённых местах знакам препинания.

  • Графическое выделение важных слов или отрезков текста.

Привлечь внимание к какому-то отрезку речи можно и с помощью отличного от основного вида шрифта (например, курсива), размера букв, подчёркивания, особого расположения букв (разделения слова пробелами или дефисами) и т. д.

Девка странна малёха – не щеголиха, а дядька с крыльями за плечом.
Девочка-как-всё-плохо, гляди, фунт лиха, вот интересно, а он почём.
Девочка – поволока, и повилика – мы обручим, то есть обречём.

«Как будто бы», В. Н. Полозкова.

«Ложись-ка теперь спать, с батюшкой со Христом; я ладанком покурю; а на утрие мы побеседуем. Утро, знаешь, вечера мудренее». Ну-с и побеседовали мы на утрие». «Собака», И. С. Тургенев.

Приходит староста-пузан
   И двадцать мужиков.
Се сон, же круа, ле пейзан
   Де мадам Бурдюков.

«Сельское хозяйство», И. П. Мятлев.

Эмфатическая речь, как отмечают исследователи, в большей степени характерна для лирических произведений и почти отсутствует в эпических. В современности приёмами создания возвышенной интонации, экспрессивности и исключительной выразительности по-прежнему активно пользуются поэты и писатели. Эти методы также востребованы в средствах массовой информации, ораторских выступлениях, их применяют авторы различных статей, блогеры и т. д.




Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Мандельштам; Маршак; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рембо; Рождественский; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тургенев; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах