Трибрахий
В античной системе метрического стихосложения имеется немало стихотворных размеров, кажущихся непонятными для того, кто привык к стройной русской силлаботонике. Взять, например, пиррихий, метр, состоящий из двух слабых слогов. Невозможно представить хотя бы одну строку стихотворения отечественного автора, которая не содержала бы сильных ударных слогов. Ещё сложнее вообразить силлабо-тонический метр, стопа которого образована тремя слабыми слогами. А между тем в метрике такая стопа существовала и называлась трибрахием.
Прежде чем рассматривать, что такое трибрахий, вспомним основные особенности метрической системы.
Одной из интересных черт древнегреческого языка является противопоставление долгих и кратких звуков, которые могли звучать по-разному в зависимости от позиции в слове. Ударение было не динамическим (формируется благодаря силе выдоха), как в русском языке, а музыкальным, т. е. повышающим или понижающим тон гласного звука. Кроме того, ударение было подвижным, оно могло меняться в зависимости от формы слова. Такое ударение не могло влиять на ритм. Поэтому мелодичность в античной поэзии достигалась с помощью учёта длительности и чередования долгих и кратких слогов. При этом стопы могли состоять как из сочетаний сильных и слабых слогов, так и из слогов одного типа.
Таковым и являлся трибрахий. Этот термин происходит от двух греческих слов: «tri» – «три», «brachys» – «краткий», т. е. речь идёт о трёх кратких слогах. Трибрахий относится к трёхморным метрам. Напомним, что под морой понималась единица времени, за которую чтец произносит один краткий слог, называемый тесисом. Долгий слог или арсис равнялся двум морам. Икта или ритмического ударения в трибрахии не было. Этот размер широко использовался в драматических и лирических произведениях.
В русскую теорию о стихе трибрахий перешёл с некоторыми изменениями. По-прежнему под этим термином понимают трёхсложную стопу, но предполагается, что она только дополняет распространённые метры – анапест, амфибрахий и дактиль. Вот несколько примеров того, как используется трибрахий в этих размерах:
Мчимся. Ко|лёса мо|гучей ма|шины
Роют вол|нистое |лоно пу|чины.
Парус на|дулся. |Берег ис|чез.
Наеди|не мы с мор|скими вол|нами;
Только-что| чайка |вьётся за |нами
Белая,| рея меж| вод и не|бес.«Пироскаф», Е. А. Баратынский.
Как видим, этот отрывок написан четырёхстопным дактилем. Но четвёртая строка начинается словом «наедине», которое не укладывается в размер. Постановка дополнительного ударения в этом слове нарушила бы гармонию, поэтому первая стопа остаётся безударной.
Треволне|нья мирско|го далё|кая,
С неземным| выраже|ньем в очах,
Русокуд|рая, го|лубоо|кая,
С тихой грус|тью на блед|ных устах…«Треволненья мирского далёкая…», Н. А. Некрасов.
В данном фрагменте, размером которого является трёхстопный анапест, трибрахий содержится в третьей строке.
Слёзы люд|ские, о |слёзы люд|ские,
Льётесь вы |ранней и| поздней по|рой…
Льётесь без|вестные, |льётесь не|зримые,
Неисто|щимые, |неисчис|лимые…«Слёзы людские, о слёзы людские…», Ф. И. Тютчев.
Здесь видим целых две стопы трибрахия, как бы замедляющие соседние стопы дактиля и усиливающие напряжение в стихах.
После у|гомонив|шейся вью|ги
Наступа|ет в окру|ге покой.
Я прислу|шиваюсь| на досу|ге
К голосам| детворы| за рекой.«После вьюги», Б. Л. Пастернак.
В этом отрывке стопы трибрахия сочетаются с трёхстопным анапестом.
Таким образом, можно говорить о том, что трибрахий служит вспомогательным элементов в традиционных силлабо-тонических размерах. Это довольно редкое явление в поэзии Золотого века. Но уже в конце XIX столетия напоминающие трибрахий стопы можно часто встретить в произведениях поэтов-экспериментаторов, отошедших в своём творчестве от канонов силлаботоники.