«Вы столь забывчивы, сколь незабвенны…» М. Цветаева
* * * Вы столь забывчивы, сколь незабвенны.
– Ах, Вы похожи на улыбку Вашу! –
Сказать еще? – Златого утра краше!
Сказать еще? – Один во всей вселенной!
Самой Любви младой военнопленный,
Рукой Челлини ваянная чаша.Друг, разрешите мне на лад старинный
Сказать любовь, нежнейшую на свете.
Я Вас люблю. – В камине воет ветер.
Облокотясь – уставясь в жар каминный –
Я Вас люблю. Моя любовь невинна.
Я говорю, как маленькие дети.Друг! Всё пройдет! Виски в ладонях сжаты,
Жизнь разожмёт! – Младой военнопленный,
Любовь отпустит вас, но – вдохновенный –
Всем пророкочет голос мой крылатый –
О том, что жили на земле когда-то
Вы – столь забывчивый, сколь незабвенный!
25 ноября 1918 г.
Из цикла «Комедьянт».
Анализ стихотворения Цветаевой «Вы столь забывчивы, сколь незабвенны…»
«Вы столь забывчивы…» – стихотворение, датированное 1918 годом. Оно входит в цикл «Комедьянт», посвященный известному актеру Юрию Завадскому. С ним Цветаеву познакомил общий друг – поэт и переводчик Павел Антокольский. Молодой артист произвел на поэтессу сильнейшее впечатление. Марина Ивановна не только адресовала ему стихотворный цикл, но и сделала одним из персонажей отчасти автобиографичной «Повести о Сонечке». Ключевой мотив «Комедьянта» – попытки лирической героини преодолеть греховную страсть, вновь стать Поэтом-Психеей. Раскрытие темы ведется через прием многоголосья. Поэт-Цветаева, не желающая, чтобы любовь превратилась в трагедию и обернулась страданиями, вступает в противостояние с Цветаевой-женщиной, увлеченной новым чувством.
Стихотворение написано в ироничном ключе. Причем ирония относится как к лирической героине, так и к предмету ее восхищения. Цветаева использует снисходительный тон. Комедианта она сравнивает с чашей, пусть и сделанной руками гениального мастера. Больше того – актер оказывается подобным собственной мимике («Вы похожи на улыбку Вашу»). Интересно сделана сцена признания в любви. Цветаева описывает ее, как излишне театральную, в чем-то даже фальшивую. Говоря о своих чувствах, лирическая героиня не удостаивает комедианта взглядом. Она выбирает позу в некоторой степени пафосную и вычурную: «Облокотясь – уставясь в жар каминный…». Финал стихотворения – утверждение важнейшей для Цветаевой мысли. Творчество – вечно, бесконечно. Искусство всегда будет превосходить бытовые сферы человеческой жизни.
Получается, «Вы столь забывчивы…» можно условно поделить на три части. В первой строфе Цветаева дает характеристику комедианту. Во второй части лирическая героиня признается в своих чувствах. В третьем и завершающем шестистишии поэтесса превозносит творчество. При этом при построении стихотворения Марина Ивановна использует кольцевую композицию. Произведение начинается и заканчивается практически одинаково, единственное различие – в тире, которое в финале появляется после местоимения «Вы».
В «Повести о Сонечке», написанной примерно через 20 лет после знакомства с Завадским, Цветаева описывает его достаточно жестко, называя слабым, бесстрастным, не имеющим ни лица, ни личины. О своей любви к артисту поэтесса вспоминает с недоумением. Тем не менее, чувства Марины Ивановны остались живы в ее стихотворениях, в бессмертном цикле «Комедьянт».