«Когда закат прощальными лучами…» И. Никитин
* * * Когда закат прощальными лучами
Спокойных вод озолотит стекло,
И ляжет тень ночная над полями,
И замолчит весёлое село,И на цветах и на траве душистой
Блеснёт роса, посланница небес,
И тканию тумана серебристой
Оденется тёмнокудрявый лес, –С какою-то отрадой непонятной
На Божий мир я в этот час гляжу
И в тишине природы необъятной
Покой уму и сердцу нахожу;И чужды мне земные впечатленья,
И так светло во глубине души:
Мне кажется, со мной в уединеньи
Тогда весь мир беседует в тиши.
1851 г.
Анализ стихотворения И. С. Никитина «Когда закат прощальными лучами…»
Иван Саввич Никитин – человек, творивший не благодаря, а вопреки жизненным обстоятельствам. Он сочинял, таясь от всех, страдая от неустроенности неуверенности в себе. Тем удивительнее тот факт, что из-под его пера выходили стихотворения, полные блаженного восхищения родной природой, такие, как небольшое произведение «Когда закат прощальными лучами…».
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- эпитеты – «прощальные лучи», «веселое село», «темнокудрявый лес»;
- авторский неологизм «темнокудрявый» образно описывает сходство древесных крон с волосами;
- многосоюзие – «и ляжет, и замолчит, и … блеснет, и … оденется…», «и чужды, и светло…» – создает акцент на каждом фрагменте ряда, подчеркивает одновременность событий;
- метафоры – «стекло вод», «озолотит лучами», «ткань тумана» – дают возможность создать зримые образы;
- олицетворения – «закат озолотит», «лес оденется», «спокойные воды»;
- синекдоху – «село замолчит», она подчеркивает общность действий людей, их единство;
- инверсию – «ляжет тень», «замолчит село», «блеснет роса», «с отрадой (наслаждением, удовольствием) непонятной», «на траве душистой», способствующую гармоничной рифмовке;
- контекстуальные антонимы – «ум (рациональное) – сердце (чувственное)», противопоставляющие две стороны человеческой натуры;
- оксюморон – «беседует в тиши» – подчеркивает метафизический характер ощущений лирического героя;
- религиозную лексику – «божий мир», «душа», свидетельствующую о значимости темы;
- ряды однородных членов предложения – «цветы, трава», «гляжу, нахожу»;
- лексику высокого стиля – «небеса», «чужды», придающую речи торжественность;
- эллипсис – «когда… оденется лес – (тогда, в этот час) я гляжу…».
Очевидно, что человек, написавший такие строки, находится в согласии с собой и своей совестью, что он во власти великого умиротворения и поразительно тесной связи с действительностью. Для лирического героя, ассоциированного с поэтом, характерно ощущение внутренней гармонии, душевного покоя. Об этом свидетельствуют избранные им лексические средства – например, определения «спокойные», «душистые», «веселое». Окружающий мир словно окрашен его чувствами.
Автор любуется русской природой, вольными просторами Родины. Он поет гимн красоте и одухотворяет ее, открывает душу своим читателям и делится с ними интимными переживаниями.