«Странный город» Н. Агнивцев
Санкт-Петербург – гранитный город, Взнесенный оловом над Невой, Где небосвод давно распорот Адмиралтейскою иглой! Как явь, вплелись в твои туманы Виденья двухсотлетних снов, О, самый призрачный и странный Из всех российских городов! Недаром Пушкин и Растрелли, Сверкнувши молнией в веках, Так титанически воспели Тебя в граните и в стихах. И майской ночью в белом дыме, И в завываньи зимних пург Ты всех прекрасней, несравнимый Блистательный Санкт-Петербург!
Сборник «Блистательный Санкт-Петербург» (1923).
Сборник «От пудры до грузовика» (1926).
Анализ стихотворения Н. Я. Агнивцева «Странный город»
Стихотворение «Странный город» является признанием Н. Я. Агнивцева в любви к державной столице. Произведение входит в большой цикл стихотворений, написанных в эмиграции, полностью посвященный Петербургу, где поэт прожил большую часть жизни. Стихотворение высокого стиля отражает ностальгию автора, который несколько идеализирует описываемое. Примечательно, что по возвращении из-за границы Н. Я. Агнивцев к петербургской теме не возвращался.
В стихотворении можно найти такие выразительные средства:
- олицетворения – «город, взнесенный Словом», «небосвод распорот иглой», «виденья вплелись», «завыванье пург» – очеловечивание природы, горда и даже речи помогает автору создать яркие зримые образы;
- инверсию – «вплелись виденья», продиктованная необходимостью зарифмовать текст;
- сравнения – «вплелись, как явь», «сверкнувши молнией», автор использует их для конкретизации описываемых явлений;
- риторические восклицания – «…самый призрачный … из городов!», «Недаром воспели … в стихах!», «ты всех прекрасней – … Санкт-Петербург!» – отражают силу чувств лирического героя;
- метафоры – «сверкнувши в веках», «воспели в граните»;
- эпитеты – «(город) призрачный и странный», «двухсотлетние сны», «несравнимый блистательный Санкт-Петербург» – которые представляют собой исчерпывающие описания предметов и явлений;
- перифразы – «белый дым» в значении легкая предутренняя дымка, туман, «адмиралтейская игла» – золоченый шпиль башни на здании Адмиралтейства;
- многосоюзие – «и … ночью, и в завываньи» – позволяет выделить каждый член ряда;
- контекстуальные антонимы – «майская ночь (канун лета) – завыванье пург (зима)» – которые подчеркивают постоянство признаков, неизменность качеств любимого города в любое время года;
- обращение – «несравнимый блистательный Санкт-Петербург» – к городу как к человеку отражает степень восхищения автора.
Обстоятельство образа действия «титанически» означает «впечатляюще, с огромной нравственной силой».
Странность города для поэта заключается в таинственной магии, влекущей его и спустя много лет, в той неопределенности чувств, который испытывает каждый, кто в нем побывал. Вывод, который делает поэт, состоит в том, что городов, равных русской столице по красоте и сакральному значению, в мире не существует. Его история – это отражение истории великой страны.