Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Справочник для учащихся и начинающих авторов » Рифма

Женская рифма

Рифма (от греческого «rhythmos» – «ритм, размеренность») – это одна из важнейших составляющих стихотворения. Рифмы выполняют в произведении сразу несколько функций. Они придают поэтической речи мелодичность и ритмичность, соединяют строки в единый комплекс – строфу или, наоборот, отделяют отличные по смыслу фрагменты текста друг от друга.

В зависимости от определённых параметров стиховеды делят рифмы на различные типы. Самой распространённой является классификация по расположению ударения. В соответствии с ней выделяют мужские, женские, дактилические и гипердактилические рифмы. Женские рифмы наравне с мужскими считаются наиболее употребительными в поэзии. Рассмотрим их особенности и примеры применения.

Напомним, что рифма – это созвучие окончаний параллельных отрезков речи (стихов) в стихотворении. Женская рифма подразумевает, что ударение в слове, которым оканчивается стих, падает на предпоследний слог.

Иногда в литературе можно встретить термин «женская клаузула», связанный с понятием «женская рифма». Слово «клаузула» происходит от латинского «clausula» и означает «окончание стиха, строки или, в некоторых случаях, строфы». Таким образом, о женской клаузуле говорят, когда ударным является предпоследний слог в слове, которым заканчивается строка. Так, в предложении из знаменитого стихотворения «Зимний вечер» А. С. Пушкина «Буря мглою небо кроет…», ударным является как раз второй слог от конца, предпоследний слог в строке. Понятно, что здесь речь идёт о женской клаузуле. Когда же мы проанализируем всё четверостишие, то обнаружим, что эта строчка созвучна третьей строке:

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…

Таким образом, эти строки объединены женской рифмой. Во втором и четвёртом стихах клаузулы мужские, следовательно, рифма в них мужская.

Для мужских и женских рифм в стиховедении приняты особые условные обозначения. Если при анализе способа рифмовки требуется указать, какая рифма является женской, а какая – мужской, то применяются литеры латинского алфавита (a. b. c и т. д.). Причём женские стихи обозначаются прописными буквами, а мужские – строчными. Так, четверостишие с парной рифмовкой, где первые две строки имеют женские клаузулы, а вторые – мужские, будет выглядеть так:

  • AAbb.

Если предлагается изобразить отрывок с перекрёстной рифмой и чередующимися женскими и мужскими окончаниями, то схема такая:

  • AbAb.

Для кольцевой рифмы схематическое изображение будет выглядеть следующим образом:

  • AbbA.

Ниже представлено несколько отрывков из стихотворений, построенных на женских рифмах.

Есть речи – значенье
Темно иль ничтожно!
Но им без волненья
Внимать невозможно.

Как полны их звуки
Безумством желанья!
В них слезы разлуки,
В них трепет свиданья.

«Есть речи – значенье…», М. Ю. Лермонтов.

Не остывшая от зною,
Ночь июльская блистала…
И над тусклою землёю
Небо, полное грозою,
Всё в зарницах трепетало…

Словно тяжкие ресницы
Подымались над землёю,
И сквозь беглые зарницы
Чьи-то грозные зеницы
Загоралися порою…

«Не остывшая от зною…», Ф. И. Тютчев.

Засверкал огонь зарницы,
На гнезде умолкли птицы,
Тишина леса объемлет,
Не качаясь, колос дремлет;
День бледнеет понемногу,
Вышла жаба на дорогу.

Ночь светлеет и светлеет,
Под луною море млеет;
Различишь прилежным взглядом,
Как две чайки, сидя рядом,
Там, на взморье плоскодонном,
Спят на камне озарённом.

«Вечер у взморья», А. А. Фет.

Вот фрагмент произведения современной поэзии, основанного на женских рифмах (орфография и пунктуация авторские):

как странно, родная, мечты остаются за кадром,
но торф не кончается, жизнь не кончается, лето
и то не кончается, тундра укрыта закатом
огромным закатом, как будто партийным билетом

кофейны глаза его были, но горек осадок,
а память сладка вопреки в девятнадцать неполных,
и в общей тетради стихи евтушенко, асадов,
небольнонебольнонебольнонебольнонебольно

«археологическая практика в архангельской области, июнь 76 года», Максим Кабир.

Следует отметить, что в литературе случаи, когда целое стихотворение построено только на одном типе рифм, достаточно редки. Чаще авторы чередуют разные рифмы. Наиболее распространены сочетания женских и мужских рифм.


Какие стихи классики написали 28 февраля. Всё, что волшебно так манило… (Афанасий Фет) 1892 г. Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?… (Александр Блок) 1910 г. Еще раз, может быть, в последний… (Валерий Брюсов) 1921 г.

26 февраля написаны: Русская песня (Не скажу никому…) (Алексей Кольцов) 1840 г. Деревенский вечер (Алексей Апухтин) 1856 г. Как трудно повторять живую красоту… (Афанасий Фет) 1888 г. Notturno (ночное) (Иннокентий Анненский) 1890 г.

У Пушкина было 5 дуэлей, собирался вставать к барьеру не менее 30 раз. https://pishi-stihi.ru/skolko-duelej-bylo-u-pushkina.html


Смотри также:



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах