Как писать стихи

Парентеза


Часто бывает, что пока мы озвучиваем одну мысль, требуется пояснить или дополнить сказанное. Так случается, например, если кажется, что собеседнику незнакомо слово или выражение, или оно вызывает у нас какие-то особые эмоции, которые очень хочется выразить. В обычной речи это передаётся с помощью изменения интонации. А в литературе – посредством специального приёма, именующегося парентезой.

Парентеза (происходит от греческого «parenthesis» – «вставка») относится к стилистическим фигурам перестановки и заключается в том, что в основную фразу помещается высказывание, не связанное с ней по содержанию. На письме парентеза оформляется в виде открывающей и закрывающей скобок или тире, окружающих вставку.

В зависимости от степени связи между вставкой и основным текстом, продолжительности вставки и др. литературоведы выделяют несколько типов парентезы.

1. Аллотриология (происходит от греческих слов «allotrios» – «чуждый, посторонний» и «logos» – «слово») подразумевает слабую или отсутствующую связь между фразой-основой и вставной конструкцией.

С презреньем на кубки я взглянул,
Где грех с вином кипел, – воспоминанье
В меня впилось когтями
, – я вздохнул…

«Ночь. I», М. Ю. Лермонтов.

2. Парэмбола (от древнегреческого «parembole» – «отбрасывать в») предполагает наличие тесной связи между вставкой и основным текстом.

Ах, батюшка, грешон! Я краду иногда!
(К тому приучены все наши господа),
Словцо из Коцебу, стих целый из Вольтера,
И даже у своих; не надобно примера.

«Исповедь бедного стихотворца», А. С. Пушкин.

3. Эпексегезис (от греческих слов «epi-» – «над, сверх» и «exegesis» – «объяснение») – вид парентезы, при котором вставная конструкция поясняет смысл основного предложения.

Князь Пётр, жилец московский!
Рука твоя легка! Пожалуй сертука!
Твой сельский друг Жуковский
Обнову хочет сшить.
Но ах! не можно быть
(Ведь тело тяжко бремя)
В одно, мой милый, время
В столице и в Орле.

«К П. А. Вяземскому», В. А. Жуковский.

4. При катаплоке вставка представляет собой риторическое восклицание.

Любит безвестности Эрик, далью охвачен варяг
(Где-нибудь выглянет берег, где-нибудь встретится враг!).

«Царю северного полюса», В. Я. Брюсов.

5. Анаподатон (от греческого «anapodosis» – «без главного предложения») – вставная конструкция, включающая несколько предложений.

Только калитка едва приперта из беседки (калитку
Эту в стене городской проломил, по особенной власти,
Предок почтенный давно, как был он ещё бургомистром
),
Так свободно она перешла и сухую канаву…

«Эвтерпа. Мать и сын», А. А. Фет.

Парентеза встречается у многих писателей. Приведём ещё несколько примеров использования этой фигуры речи.

Мой стол не столь широк, чтоб грудью всею
Налечь на борт и локоть завести
За край тоски, за этот перешеек
Сквозь столько вёрст прорытого прости.
(Сейчас там ночь.) За душный свой затылок.
(и спать легли.) Под царства плеч твоих.
(и тушат свет.) Я б утром возвратил их.
Крыльцо б коснулось сонной ветвью их.

«Разрыв», Б. Л. Пастернак.

Дополнительные вставки в повествование создают ощущение параллельного действия. Вместе с героем читатель может мысленно наблюдать за близкими людьми.

Интересный эффект производят многочисленные вставки в строки в стихотворении Бэллы Ахмадулиной «Отрывок из маленькой поэмы о Пушкине»:

Не молод я (зачеркнуто)… Я молод,
Но Ваш отъезд к печальному концу
судьбы приравниваю. Сердцу тесно
(зачеркнуто)… Кокетство Вам к лицу
(зачеркнуто)… Вам не к лицу кокетство.
Когда я вижу Вас, я всякий раз
смешон, подавлен, неумён, но верьте
тому, что я (зачеркнуто)… что Вас,
о, как я Вас (зачеркнуто навеки)…

Благодаря этим повторяющимся вставкам стихи приобретают вид письма, причём создаётся полное впечатление, что писал его очень взволнованный влюблённый человек.

Множество поясняющих и дополняющих вставных конструкций встречаем в лирике И. А. Бродского:

Двуногое – впрочем, любая тварь
(ящерица, нетопырь)

прячет в своих чертах букварь,
клеточную цифирь.

«Полдень в комнате»

Если меня не спасёт на птичка,
то есть если она не снесёт яичка,
и в сем лабиринте без Ариадны
(ибо у смерти есть варианты,
предвидеть которые – тоже доблесть
)
я останусь один и, увы, сподоблюсь…

«Прощайте, мадемуазель Вероника»

Парентезу можно обнаружить в произведениях современных поэтов. Вот яркий пример аллотриологии:
Но мы едим свирепый свой паек

(Ура! В меню сегодня есть тушонка!)
И лица наши — слабенький чаек.
И души наши — липкая клеёнка.

«Столовая», Максим Кабир.

Следующий фрагмент демонстрирует использование анаподатона:

Перевяжи эти дни тесёмкой, вскрой, когда сделаешься стара: Калашник
кормит блинами с сёмгой и пьёт с тобой до шести утра; играет в мачо,
горланит блюзы – Москва пустынна, луна полна (я всех их, собственно, и
люблю за то, что все как один шпана: пусть образованна первоклассно и
кашемировое пальто, — но приджазованна, громогласна и надирается как никто
).
Кумир вернулся в свой Копенгаген, ехиден, стрижен и большеглаз; а ты тут…
«LIFE AS Inepoemanie GOES», Вера Полозкова.

Итак, на примере нескольких стихотворений мы выяснили, что парентеза позволяет выразить различные эмоции. С её помощью можно придать строкам вид послания, прерывающегося от волнения автора; можно пояснять какие-либо мысли и дополнять образы. Парентеза, несомненно, украшает речь, добавляет ей выразительность, оригинальную неравномерность и живость. Поэтому эта фигура часто используется различными писателями и поэтами.



Загрузка...
Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах