«Аллея» Н. Огарёв
Давно ли, жизнию полна,
Ты так шумела, зеленея,
А ныне стала так грустна,
Лип голых длинная аллея?
В замену листьев пал мороз
На ветви белыми иглами;
Глядят из-под седых волос
Печально липы стариками.
В ночи, как призраки, оне
Качают белой головою,
И будто кланяются мне
С какой-то дружбой и тоскою.
И самому мне тяжело!
И я стареть уж начинаю!
Я прожил весну и тепло,
И сердце на зиму склоняю!
Но что грустить? Весна придет –
Вновь зиму сплачем мы, аллея!
Вновь радость в сердце оживет,
Вновь зашумишь ты, зеленея.
1830–1835 гг.
Анализ стихотворения Огарева «Аллея»
Стихотворение «Аллея» написано ориентировочно в 1835 году. Этот год был знаковым в судьбе поэта – он отметил окончательное вступление благополучного молодого дворянина, имеющего возможность получить блестящее образование и выстроить карьеру, на путь борьбы с самодержавием, что не прошло для Н. П. Огарева бесследно. Едва освободившись из одиночного заключения, он направлялся в четырехлетнюю ссылку.
Стихотворение написано двадцатидвухлетним юношей, но оно проникнуто настроениями много пожившего человека и содержит нотки тоски и разочарования. Думается, Н. П. Огарев переоценивает жизненный опыт и немного кокетничает, желая произвести на читателя впечатление.
Но все это не лишает произведение его живой прелести и не мешает оценить удивительные средства художественной выразительности, найденные автором:
- метафоры – «полна жизнию», «сердце на зиму склоняю»;
- синекдоху – «аллея лип» «пал иглами», «глядят стариками»;
- риторические вопросы – «Давно ли ты шумела..?», «…что грустить?»;
- олицетворения – «голые липы», «пал мороз, «липы глядят, качают головою… с дружбой», «радость оживет»;
- инверсию – «лип голых …аллея», «пал мороз», «глядят … печально липы», «сплачем мы», «зашумишь ты» – необходимую для выстраивания рифмы;
- ряд однородных сказуемых – «глядят, качают, кланяются» – позволяет всесторонне охарактеризовать объект описания – деревья;
- эпитеты – «белые иглы», «белая голова» – точно отражают эстетику зимы;
- сравнения – «оне, как призраки», «будто кланяются», «глядят стариками»;
- риторические восклицания – «…самому … тяжело!», «…стареть начинаю!», «…сердце на зиму склоняю!», «…зиму сплачем мы!..» – подчеркивают силу авторских эмоций;
- обращения – «аллея», «лип голых … аллея», с их помощью автор не просто олицетворяет аллею, но и декларирует человеческую общность с ней, что подчеркивается местоимением «мы», а также оборотом «кланяются с дружбой» (то есть как другу, старому знакомому);
- контекстуальные антонимы – «зеленея – голая», «шумела, жизнию полна – грустна», «весна – зима» – задающие антитезу;
- лексические повторы – «…вновь сплачем, вновь оживет, вновь зашумишь» и «шумела зеленея – зашумишь, зеленея», который становится своеобразным кольцом, символизирующим цикличность сезонных изменений и преходящий характер тоски и уныния.
Необычные ударения – в словах «иглами», «весну» – помогают выстроить ритмический ряд. Глагол «сплачем» употребляется в тексте в значении «изживем, совместно скорбя, удалим, доведем до конца».