«Блёстки во тьме» К. Прутков
Над плакучей ивой
Утренняя зорька…
А в душе тоскливо,
И во рту так горько.Дворик постоялый
На большой дороге…
А в душе усталой
Тайные тревоги.На озимом поле
Псовая охота…
А на сердце боли
Больше отчего-то.В синеве небесной
Пятнышка не видно…
Почему ж мне тесно?
Отчего ж мне стыдно?Вот я снова дома:
Убрано роскошно…
А в груди истома
И как будто тошно!Свадебные брашна,
Шутка-прибаутка…
Отчего ж мне страшно?
Почему ж мне жутко?
Анализ стиха К. Пруткова «Блестки во тьме»
Стихотворение «Блестки во тьме» отсылает читателя к произведению А. А. Фета «В дымке-невидимке…». Оно привлекает и забавляет пародиста Пруткова тем, что лирический герой любит и умеет предаваться печали и в счастье. Но если у романтического Фета печаль вкраплена в море счастья, то ироничный Прутков смело разливает море тьмы, тоски и безысходности, в котором разглядеть блестки радости почти невозможно, упоминая о высоком – душе, не забывает и о «низком» – рте.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «зорька», «дворик», «пятнышко» – позволяют выразить умиление героя и противопоставить красоту окружающего мира его душевной пустоте;
- умолчания – «дворик на дороге…», «на … поле … охота…», «убрано роскошно…»;
- эпитеты – «тайные тревоги», «озимое поле»;
- олицетворения – «усталая душа»;
- инверсию – «в душе усталой», «в синеве небесной», которая позволяет сформировать рифму;
- морфемный повтор – «шутка-прибаутка (отсылка к фетовской дымке-невидимке)» – создает необходимые звуковые акценты;
- риторические вопросы – «Почему ж мне тесно?», «Отчего ж мне стыдно?», «Отчего ж мне страшно?», «Почему ж мне жутко?» – словно вовлекают читателя в диалог с героем;
- риторическое восклицание – «… как будто тошно!» – отражает высоту эмоций лирического героя;
- устаревшую лексику – «брашна» – пища, яства, кушанья;
- синонимы – «страшно», «жутко», «отчего, почему».
В рамках произведения происходит противопоставление внешних условий внутреннему состоянию лирического героя: первые две строки каждой строфы контрастирует с содержанием двух последних строк. Автор не случайно связывает постоялый двор как символ отдохновения и покоя с усталой неприкаянной душой. Прекрасное утро не радует лирического героя, а псовая охота не способна его развлечь. Небесный простор, раздолье не снимает чувства стесненности, а роскошное убранство комнат и свадебное веселье – чувства усталости, утомления и бессилия.
Опущенные глагольные связки и частотность слов категории состояния – «тоскливо», «горько», «тесно», «стыдно», «тошно», «страшно», «жутко» – придают изложению обобщенность, отвлеченность, вневременной характер. Они становятся синтаксическими ядрами каждого предложения и точно описывают и состояние человека, и антураж – «убрано роскошно».