«Свет в окошке шатался…» А. Блок
* * * Свет в окошке шатался,
В полумраке – один –
У подъезда шептался
С темнотой арлекин.Был окутанный мглою
Бело-красный наряд
Наверху – за стеною –
Шутовской маскарад.Там лицо укрывали
В разноцветную ложь.
Но в руке узнавали
Неизбежную дрожь.Он – мечом деревянным
Начертал письмена.
Восхищенная странным,
Потуплялась Она.Восхищенью не веря,
С темнотою – один –
У задумчивой двери
Хохотал арлекин.
6 августа 1902 г.
А. Блок «Стихотворения. Книга первая» (1898–1904). Цикл «Стихи о прекрасной даме» (1901–1902).
Анализ стихотворения Блока «Свет в окошке шатался…»
Многоликая героиня «Стихов о Прекрасной Даме» может являться в ускользающем облике обманщицы, которая характеризуется определением «туманная» в произведении «Днем вершу я дела суеты…» Женский образ, привлекающий ложным блеском, возникает на шумных городских улицах в вечернем свете «убегающего ряда» фонарей.
Лирический герой блоковского сборника не всегда оправдывает репутацию верного поклонника-рыцаря. Преображаясь в замысловатых очертаниях городского пространства, он играет роль наблюдателя, который настойчиво преследует маску в «манящем девичьем наряде».
Мотив обмана находит место и в художественном мире произведения «Свет в окошке шатался…», созданного в августе 1902 г. Поэтическое пространство стихотворения четко разграничено по признакам света и темноты. Первый озаряет комнаты, где происходит «шутовской маскарад», вторая концентрируется «у подъезда», рядом с входной дверью. Неизменны и позиции основных персонажей: Он и Она находятся в комнатах, арлекин в одиночестве ждет на улице. Произведение являет собой редкий пример, когда герой, чья позиция близка к авторской, подчеркнуто дистанцируется от лирической ситуации.
Что происходит в комнатах, залитых дрожащим светом? Действия оживленного общества подчинены обману, однако «разноцветная ложь» нарядов не может скрыть напряжения, которое выдает «неизбежная дрожь» рук. Представлена лаконичная, но емкая характеристика влюбленной пары: Он кажется напыщенным и хвастливым, Она – наивной и скромной. Сцена вызывает саркастический хохот арлекина, который подозревает героиню в неискренности.
Одиночество персонажа комедии масок не выглядит абсолютным. Арлекин «общается» с темнотой, как с верной подругой: сначала шепчется, а потом смеется вместе с ней. Подобный подход, наделяющий антропоморфическими чертами детали фона, встречается в стихотворении «Там – в улице стоял какой-то дом…», в котором тьма, свет и элементы здания оживают, моделируя ирреальный прихотливый пейзаж.
Мотив танцев на «стройном балу» в окружении зловещих огней «жолтого света» развивается в произведениях, датированных осенью 1902 г. Страсти и страдания классических персонажей дель арте, изображенных в числе гостей, вносят новую трактовку в традиционную систему образов, подчеркивая диссонанс в человеческих отношениях и усиливая трагизм лирической ситуации.