Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Матери» Р. Гамзатов

Мальчишка горский, я несносным
Слыл неслухом в кругу семьи
И отвергал с упрямством взрослым
Все наставления твои.

Но годы шли, и, к ним причастный,
Я не робел перед судьбой,
Зато теперь робею часто,
Как маленький перед тобой.

Вот мы одни сегодня в доме,
Я боли в сердце не таю
И на твои клоню ладони
Седую голову свою.

Мне горько, мама, грустно, мама,
Я – пленник глупой суеты,
И моего так в жизни мало
Вниманья чувствовала ты.

Кручусь на шумной карусели,
Куда-то мчусь, но вдруг опять
Сожмется сердце: «Неужели
Я начал маму забывать?»

А ты, с любовью, не с упреком,
Взглянув тревожно на меня,
Вздохнешь, как будто ненароком,
Слезинку тайно оброня.

Звезда, сверкнув на небосклоне,
Летит в конечный свой полет.
Тебе твой мальчик на ладони
Седую голову кладет.

Анализ стихотворения Р. Гамзатова «Матери»

Стихотворение «Матери» ярко иллюстрирует традиционные ценности кавказских народов, их трепетное отношение к семье в целом и к матери в частности. Произведение включает следующие средства художественной выразительности:

  • инверсию – «мальчишка горский», «я несносным слыл неслухом», «с упрямством взрослым», «наставления твои», «на твои клоню ладони… голову мою», «чувствовала ты», «сожмется сердце», которая придает изложению живость, естественность и вместе с тем убедительность;
  • ряды однородных членов предложения – «слыл, отвергал», «не таю, клоню», «кручусь, мчусь», «взглянув, оброня», состоящие из глаголов и глагольных форм;
  • сравнение – «робею, как маленький»;
  • синекдоху – «седая голова» – замена по принципу «часть-целое» позволяет проиллюстрировать и быстротечность времени, и постоянство чувств лирического героя;
  • аллитерацию (повторение в строке однородных согласных звуков) – «горский, несносным слыл неслухом …семьи…», «летит в … полёт» – формирующий звуковые акценты;
  • контекстуальные синонимы – «горько, грустно» – позволяют автору точнее выразить мысль;
  • обращение – «мама» – удвоенное неформальное слово создает яркий акцент на субъекте речи, подчеркивает теплоту отношений;
  • метафоры – «пленник суеты», «сожмется сердце»;
  • эпитеты – «взрослое упрямство», «глупая суета»;
  • перифраз – «шумная карусель» – подразумевается жизненная круговерть, «твой мальчик» – автор имеет в виду себя;
  • цитирование – «Неужели … начал маму забывать?» – используется для большей убедительности, показа силы и глубины чувств;
  • контекстуальные антонимы – «любовь – упрек», задающие антитезу;
  • оксюморон – «мальчик … седую голову кладет» – призван подчеркнуть тот факт, что лирический герой, несмотря на прожитые годы, остается для матери прежним малышом;
  • особые формы слов – «слезинка», «мальчишка» – отражение эмоциональной авторской оценки;
  • лексический повтор – «…не робел, зато теперь робею…».

Частотность глаголов удивительным образом позволяет выдающемуся мастеру слова Р. Г. Гамзатову описать не действия, а чувства лирического героя. Стихотворение является и косвенным признанием в любви матери, и завуалированным анализом собственного к ней отношения. Летящая звезда символизирует конечность человеческой жизни, а также запоздалое озарение, осмысление великой материнской роли в жизни каждого человека.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений




Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах