Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Справочник для учащихся и начинающих авторов » Поэтические приёмы

Мезархия

Среди риторических фигур, использующихся в художественных текстах, особое место занимает мезархия. Это средство относится к фигурам прибавления и выражается в повторении серединной части фразы, притом, что начальные и конечные слова в ней изменяются. Следует заметить, что некоторые исследователи считают такие речевые конструкции разновидностью симплоки. Так, знаменитые строки из стихотворения «Песня о Родине» советского поэта В. И. Лебедева-Кумача можно трактовать как содержащие мезархию либо особый вид симплоки:

Всюду жизнь и вольно и широко,
Точно Волга полная, течет
Молодым – везде у нас дорога,
Старикам – везде у нас почет.

Но чаще подобные обороты выделяют в отдельную категорию стилистических фигур. Как и многие другие названия литературных приёмов, термин «мезархия» пришёл в русский язык из греческого. Слова «mesos» и «arche» означают «середина» и «начало» соответственно. Поэтому в зарубежных словарях к мезархии также причисляют конструкции, в которых дублируются начальные и центральные слова. Примером наличия такой мезархии может служить отрывок из произведения М. И. Цветаевой «В чёрном небе слова начертаны…»:

В чёрном небе – слова начертаны,
И ослепли глаза прекрасные …
И не страшно нам ложе смертное,
И не сладко нам ложе страшное…

Множество примеров применения мезархии встречается в религиозных текстах. Если обратиться к Библии на английском языке, обнаружим в ней такие строки:

«And they shall dwell in the land that I have given unto Jacob my servant, wherein your fathers have dwelt, and they shall dwell therein, even they and their children and their children’s children for ever.» Ezekiel 37:25

Как видим, в середине предложений повторяется одна и та же речевая конструкция «they shall dwell». Она создаёт впечатление последовательности, строгой очерёдности и обязательности. В синодальном переводе этого фрагмента мезархия частично сохраняется:

«И будут жить на земле, которую Я дал рабу Моему Иакову, на которой жили отцы их; там будут жить они и дети их, и дети детей их во веки; и раб Мой Давид будет князем у них вечно.» Йезекииль, 37:25.

На многочисленных мезархиях построен следующий отрывок:

«По повелению Господню отправлялись сыны Израилевы в путь, и по повелению Господню останавливались: во всё то время, когда облако стояло над скиниею, и они стояли; и если облако долгое время было над скиниею, то и сыны Израилевы следовали этому указанию Господа и не отправлялись; иногда же облако немного времени было над скиниею: они по указанию Господню останавливались, и по указанию Господню отправлялись в путь; иногда облако стояло только от вечера до утра, и поутру поднималось облако, тогда и они отправлялись; или день и ночь стояло облако, и когда поднималось, и они тогда отправлялись…» Числа 9:18-21.

Как видим, здесь в параллельных предложениях повторяются одинаковые части текста. Эти повторы призваны подчеркнуть значение разворачивающегося действие, показать, что герои беспрекословно подчиняются воле высшей силы.

В другом отрывке с помощью мезархии продемонстрирована непрерывность и преемственность поколений:

«Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею…» Евангелие от Матфея, глава 1.

Мезархия как средство выделения некоей мысли или детали, акцентирования на чём-то важном внимания читателя, получила широкое распространение в детской литературе. Вот стихотворения-страшилки, целью которых является напоминание детям о том, как важно быть послушными:

Если не будете слушаться маму,
Выйдя из дома, провалитесь в яму.
Мамы и папы за вами пойдут, –
В эту же яму они упадут.
Но только вас не найдут всё-равно, –
Яма глубокая, в яме темно.

Если не будете слушаться папу,
Чёрные кошки вас будут царапать.
Как же спасти непослушных детей
От кровожадных кошачьих когтей?
Надо сказать: «Не царапайся, кошка.
Завтра я стану послушней… немножко.»

Михаил Котин.

Мама с папой очень часто
Говорят: «Нельзя! Нельзя!»
Это слово – зверь зубастый –
Рыщет, съесть меня грозя.
Говорят: «Нельзя вертеться!»
Говорят: «Нельзя кричать!»
Что же мне теперь всё детство
Из-за зверя промолчать?

Михаил Котин.

Здесь видим мезархию в том смысле, в котором этот приём понимают за рубежом, то есть в виде повторения начальной и серединной части фразы.

Важно отметить, что мезархия идеально подходит для создания эффекта монотонности действия, которое внезапно обрывается каким-либо неожиданным образом. Поэтому эта фигура часто встречается в фольклорных детских историях-страшилках. Вот некоторые из них:

Перед уходом на работу мама позвала свою дочку и говорит: «Смотри, не включай без меня радио!» А девочка не послушалась и включила. Радио ей говорит: «Девочка, девочка, быстрее выключи радио! Зеленые глаза ищут твой город». Девочка не выключила. Радио ей опять говорит: «Девочка, девочка, выключи радио! Зеленые глаза нашли твой город, теперь ищут твою улицу». Девочка опять не послушалась. Радио говорит: «Девочка, девочка, быстро выключи радио! Зеленые глаза нашли твою улицу, ищут твой дом». Девочка не выключает. Тогда радио кричит: «Девочка! Девочка! Выключи радио! Зеленые глаза ищут твою квартиру!» Девочка испугалась и выключила. Тут раздался звонок в дверь, она открыла: там были Зеленые Глаза. Они съели девочку.

На черной-черной улице,
в черном-черном доме,
в черной-черной квартире,
на черном-черном столе,
в черном-черном гробу
лежит красный-красный рак…
А кто слушал, тот дурак!

Таким образом, мезархия выполняет несколько функций. С помощью этой фигуры можно подчеркнуть значение какой-либо мысли, показать последовательность и методичность действия, создать эффект монотонности и однообразия. Но несмотря на это, мезархия остаётся сложным приёмом, редко встречающимся в художественной литературе.



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах