Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Справочник для учащихся и начинающих авторов » Поэтические приёмы

Симплока

Среди средств усиления художественной выразительности речи особое место занимает симплока. Авторы нечасто прибегают к этому приёму, что связано с его сложностью. Симплока относится к фигурам прибавления и представляет собой повторение начальных и конечных частей речевой конструкции в параллельных отрезках текста.

Сам термин пришёл из античной эпохи. По-гречески «symploke» означает «сплетение, соединение». Действительно, эта фигура может применяться, чтобы связать несколько разных образов в единую картину с помощью одинаковой конструкции. Уже в ранних религиозных текстах (например, в сочинении Арнобия Старшего «Против язычников») обнаруживаем эту фигуру:

Quando humanum genus diluviis interemptum? Non ante nos? Quando cum feris bella et proelia cum leonibus gesta sunt? Non ante nos? Quando pernicies populis venenatis ab anguibus data est? Non ante nos?

Перевод:
«Когда человеческий род был уничтожен потопом? Разве не до нас? Когда велись битвы с дикими зверями и сражения с львами? Разве не до нас? Когда людям была дана гибель от ядовитых змей? Разве не до нас

Благодаря симплоке события далёкого прошлого превращаются в единую историю всего человечества.

Более простой пример из детской литературы:

И корь, и дифтерит у них,
И оспа, и бронхит у них,
И голова болит у них,
И горлышко болит.

«Айболит», К. И. Чуковский.

Речь здесь идёт о различных болезнях, от которых страдают различные же животные. Однако повторяющиеся обороты формируют цельный образ напасти, поразившей целое звериное общество.

Исследователи выделяют два типа симплоки:

1. Конструкция с повторяющимся началом и концом, но меняющейся серединой. Это наиболее распространённый вид симплоки. Такая структура присутствует в лирике Марины Цветаевой:

В чёрном небе – слова начертаны,
И ослепли глаза прекрасные …
И не страшно нам ложе смертное,
И не сладко нам ложе страшное…

«В чёрном небе слова начертаны…».

2. Конструкция с одинаковой серединой, но различными начальными и конечными словами. Вот несколько примеров такой симплоки:

Мои стихи сполна понятны только мне,
И только мне сполна чужды и непонятны…

«Автор», И. Кугаев.

Счастлив, кто владеет кладом –
Проклят, кем владеет клад.

«Вор», И. Кугаев.

Всюду жизнь и вольно и широко,
Точно Волга полная, течет
Молодым – везде у нас дорога,
Старикам – везде у нас почет.

«Песня о родине», В. Лебедев-Кумач.

Чтоб жить не в жертву дома дырам,
чтоб мог в родне отныне стать
отец, по крайней мере, миром,
землей, по крайней мере, мать.

«Про это», В. В. Маяковский.

Функции, которые может выполнять симплока, различны. Фигура может использоваться, чтобы «нанизывать» детали образа, постепенно добавлять штрихи к общей картине. Это хорошо заметно на примере хороводной песни о берёзке:

Во поле берёза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли люли, стояла,
Люли люли, стояла.

Некому берёзу заломати,
Некому кудряву заломати.
Люли люли, заломати.
Люли люли, заломати.

Народная песня.

В следующем отрывке с помощью симплоки показана непрерывность процесса трансформации:

«…давно пора, вельможный князь,
Давным-давно пора».
И стала грязно-белой грязь,
И стала грязно-желтой грязь,
И стала грязно-синей грязь
Под кистью маляра.

«Кадиш», А. А. Галич.

В стихотворении Юлии Друниной этот приём указывает на постоянство, неизменность отношений между лирической героиней и её прошлым:

И хотя пятилетки бегут
Торопясь,
Всё тесней эта связь,
Всё прочней эта связь.

«Я порою себя ощущаю связной…», Ю. В. Друнина.

Благодаря симплоке может подчёркиваться важность какого-либо явления в жизни человека. Прекрасным примером реализации этой функции является отрывок из книги «Мой Дагестан»:

«Проходят века, а песни живут себе и живут. Их создают певцы, но и они создают певцов. Может ли быть свадьба без песни, может ли пройти день без песни, может ли прожить человек без песни

Современные поэты также прибегают к симплоке:

в темноте поймала кошка саранчу
в темноте играла кошка с саранчой
саранчой хрустела кошка на свету
саранчу пожрала кошка саранчу

темнота поймала темноту в темноте
темнота играла с темнотой в темноте
темнота хрустела темнотой на свету
темнота пожрала в темноте темноту

«Кошка и саранча», Г. Сапгир.

В этом фрагменте эта фигура применяется дважды и указывать на связь между событиями.
Симплока встречается в прозаических текстах. Вот, как используется этот приём, чтобы сформировать комплексный образ героя:

«Ваш Шолохов брехлив и безответствен, – это вы, а не он. Ваш Шолохов источает «провинциальное чванство», – это вы, а не он. Ваш Шолохов нахваливает вас: «Мой любимый поэт… Ты у нас талантище», – это вы так о себе думаете и говорите, а не он о вас. Ваш Шолохов, желая поразить воображение столичного гостя, разбрасывает на письменном столе старые письма с иностранными штемпелями, будто они недавно получены, – это вы способны на такие мелочные комические проделки литературного папуаса, а не он с его мировой славой». «Честь и бесчестье нации», В. С. Бушин.

Этот приём может быть задействован в журналистской речи. В качестве примера приведём фрагмент из новостной заметки:

«Нам ведь тогда, в первые годы перестройки, казалось, что свобода – это разговоры. Что демократия – это разговоры. Что настоящая жизнь – это всего лишь разговоры.» Известие. 25.02.2000.

Нельзя сказать, что симплока – популярный приём придания речи выразительности и красоты. Наоборот, часто эта фигура как бы формирует жёсткую рамку или стержень (в зависимости от вида фигуры), в которой заключены образы. Однако благодаря этому приёму можно сосредоточить внимание читателя на важных образах, подчеркнуть связь между различными явлениями или показать одно и то же явление с различных сторон. Таким образом, симплока является значимым приёмом передачи эмоций и мыслей автора читателю.



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах