Как писать стихи

Пентон


В русской классической поэзии, несмотря на преобладание силлабо-тонической системы стихосложения, иногда встречаются необычные размеры и приёмы. Они могли возникать в ней в результате заимствований и подражаний иным поэтическим направлениям. Также они могли быть перенесены при переводе произведений иностранной литературы на русский язык. Одним из таких явлений является пентон.

Пентон в литературе – это пятисложная стопа, в которой третий слог является ударным. Этот термин был введён поэтом и стиховедом Владимиром Алексеевичем Пястом в начале XIX века. Слово было заимствовано из греческого языка, где «pente» переводится как «пять». Следует заметить, что и до этого времени формы, соответствующие пентону, уже применялись в русской поэзии. Стихи, состоящие из пяти долей и напоминающие античные пятиморные (мора – звуковая единица античного стиха, по продолжительности соответствующая одному краткому слогу) пеоны, были широко распространены в фольклорных произведениях. Некоторые исследователи видят в этом признаки влияния, которое оказало античное песенное творчество на русское народное стихосложение.

Развитие пентона связывают с силлабическим десятисложным стихом, на котором строилась общеславянская песенная традиция. В конце XVIII века пентон переходит в литературу благодаря интересу поэтов к русской народной песне. Некоторые авторы, например, Н. А. Львов, И. И. Дмитриев, Д. П. Глебов, а в XIX веке – А. В. Кольцов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов и др., создавали свои произведения, подражая фольклорной манере. Интересно, что с именем Алексея Васильевича Кольцова связывают широкое распространение и развитие пентона в русской поэтической традиции. Вот несколько примеров его произведений, в которых используется это размер:

Не шуми ты, рожь,
Спелым колосом!
Ты не пой, косарь,
Про широку степь!

Мне не для чего
Собирать добро,
Мне не для чего
Богатеть теперь!

Прочил молодец,
Прочил доброе,
Не своей душе —
Душе-девице.

«Не шуми ты, рожь…».

Как женился я,| раскаялся;
Да уж поздно,| делать нечего:
Обвенчавшись –| не разженишься;
Наказал господь,| так мучайся.

Хоть бы взял| её я силою,
Иль обманут был| злой хитростью;
А то волей сво|ей доброю,
Где задумал, там| сосватался.

«Каждому свой талан».

Ещё один пример употребления пентона – произведение А. К. Толстого «Кабы я знала, кабы ведала»:

Кабы знала я,| кабы ведала,
Не смотрела бы | из окошечка
Я на молодца | разудалого,
Как он ехал по | нашей улице,
Набекрень зало|мивши мурмолку,
Как лихого ко|ня буланого,
Звонконогого|, долгогривого,
Супротив окон | на дыбы вздымал!

Обратим внимание, что рифмы в произведениях, основанных на пентоне, как правило, нет. Также заметно, что не всегда ударение падает на один и тот же слог. В связи с этим пентон можно определять не как стопу с фиксированным ударением, а как сочетание двух- и трёхсложных стоп. Этим пентон отличается от пятидольника (двухакцентная стопа, включающая трёхдольную и двудольную части, причём главный акцент находится в первой доле первой части, а второстепенный – в первой доле второй) и пятисложника (стопа, состоящая из пяти слогов с обязательным ударением на третьем слоге).

В зависимости от того, на каком слоге расположен акцент в стопе, выделяют пять видов пентона:

  • пентон I – главный акцент, ударение, на первом слоге (схема: –UUUU, где «–» — ударный слог, «U» – безударный);
  • пентон II – основной акцент падает на второй слог (схема: U–UUU);
  • пентон III – ударным является третий слог (схема: UU–UU);
  • пентон IV – основной акцент расположен на четвёртом слоге (схема: UUU–U);
  • пентон V – ударным является пятый слог (схема: UUUU– ),

В разное время были распространены разные виды пентонов. Например, в XIX веке пентоном III писали Д. П. Самсонов, Н. Г. Цыганов, В. Г. Бенедиктов, А. В. Кольцов. А в XX веке среди таких авторов, как Ю. Д. Левитанский, Г. А. Шенгели, был популярен пентон II. Пентон IV встречается в произведениях В. К. Тредиковского, М. Горького, И. А. Бунина.

В современное время пентон не считается распространённым размером и редко встречается в литературе. Но некоторые авторы всё же прибегают к нему. Вот несколько отрывков из стихотворений современного поэта Виктора Дванольодинвосем:

Верил в несовер|шённое и смот|рел
В будущее ис|пуганными гла|зами –
Сдержанность на не|дружественном кост|ре
Искренности ус|траивала эк|замен.

Честность на недо|сказанность заме|нял,
Скромность – на триум|фальную позо|лоту.
Всё, что обеску|раживало ме|ня,
Сбрасывал, словно| меченые банк|ноты.

«Как это было. Пентон первый»

Бодрящий и за|вораживаю|щий ветер
Набросился на |несъёжившие|ся листья
И заросли пе|рекручивае|мых веток
Своими прикос|новениями |очистил.

И кроны пере|плетающие|ся – чище,
Прозрачнее в рас|ползающемся | тумане…
Но судьбы разъе|динённые не | отыщешь
В исчерпанности | поблёкших воспо|минаний.

«Переплетения осенние. Пентон второй».



Загрузка...
Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах