Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Владимир Маяковский

«Кем быть?» В. Маяковский

У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?

Нужные работники –
столяры и плотники!
Сработать мебель мудрено:
сначала
             мы
                  берем бревно
и пилим доски
длинные и плоские.
Эти доски
                вот так
зажимает
                стол-верстак.
От работы
                 пила
раскалилась добела.
Из-под пилки
                     сыплются опилки.
Рубанок
             в руки –
работа другая:
сучки, закорюки
рубанком стругаем.
Хороши стружки –
желтые игрушки.
А если
           нужен шар нам
круглый очень,
на станке токарном
круглое точим.
Готовим понемножку
то ящик,
             то ножку.
Сделали вот столько
стульев и столиков!

Столяру хорошо,
а инженеру –
                       лучше,
я бы строить дом пошел,
пусть меня научат.
Я
   сначала
                начерчу
дом
       такой,
                 какой хочу.
Самое главное,
чтоб было нарисовано
здание
           славное,
живое словно.
Это будет
                 перёд,
называется фасад.
Это
      каждый разберет –
это ванна,
                это сад.
План готов,
                   и вокруг
сто работ
                на тыщу рук.
Упираются леса
в самые небеса.
Где трудна работка,
там
      визжит лебедка;
подымает балки,
будто палки.
Перетащит кирпичи,
закаленные в печи.
По крыше выложили жесть.
И дом готов,
                    и крыша есть.
Хороший дом,
                      большущий дом
на все четыре стороны,
и заживут ребята в нем
удобно и просторно.

Инженеру хорошо,
а доктору –
                    лучше,
я б детей лечить пошел,
пусть меня научат.
Я приеду к Пете,
я приеду к Поле.
– Здравствуйте, дети!
Кто у вас болен?
Как живете,
как животик? –
Погляжу
              из очков
кончики язычков.
– Поставьте этот градусник
под мышку, детишки. –
И ставят дети радостно
градусник под мышки.
– Вам бы
                 очень хорошо
проглотить порошок
и микстуру
                  ложечкой
пить понемножечку.
Вам
       в постельку лечь
                                  поспать бы,
вам –
           компрессик на живот,
и тогда
            у вас
                     до свадьбы
всё, конечно, заживет. –

Докторам хорошо,
а рабочим –
                     лучше,
я б в рабочие пошел,
пусть меня научат.
Вставай!
              Иди!
                      Гудок зовет,
и мы приходим на завод.
Народа – уйма целая,
тысяча двести.
Чего один не сделает –
сделаем вместе.
Можем
           железо
ножницами резать,
краном висящим
тяжести тащим;
молот паровой
гнет и рельсы травой.
Олово плавим,
машинами правим.
Работа всякого
нужна одинаково.
Я гайки делаю,
                        а ты
для гайки
                делаешь винты.
И идет
            работа всех
прямо в сборочный цех.
Болты,
           лезьте
в дыры ровные,
части
         вместе
сбей
        огромные.
Там –
           дым,
здесь –
              гром.
Гро-
       мим
весь
        дом.
И вот
         вылазит паровоз,
чтоб вас
              и нас
                       и нес
                                и вез.

На заводе хорошо,
а в трамвае –
                        лучше,
я б кондуктором пошел,
пусть меня научат.

Кондукторам
                     езда везде.
С большою сумкой кожаной
ему всегда,
                   ему весь день
в трамваях ездить можно.

– Большие и дети,
берите билетик,
билеты разные,
бери любые –
зеленые,
              красные
и голубые. –
Ездим рельсами.
Окончилась рельса,
и слезли у леса мы,
садись
            и грейся.

Кондуктору хорошо,
а шоферу –
                     лучше,
я б в шоферы пошел,
пусть меня научат.

Фырчит машина скорая,
летит, скользя,
хороший шофер я –
сдержать нельзя.
Только скажите,
вам куда надо –
без рельсы
                  жителей
доставлю на дом,
Е-
    дем.
ду-
     дим:
«С пу-
          ти
уй-
     ди!»

Быть шофером хорошо,
а летчиком –
                      лучше,
я бы в летчики пошел,
пусть меня научат.
Наливаю в бак бензин,
завожу пропеллер.
«В небеса, мотор, вези,
чтобы птицы пели».
Бояться не надо
ни дождя,
                ни града.
Облетаю тучку,
тучку-летучку.
Белой чайкой паря,
полетел за моря.
Без разговору
облетаю гору.
«Вези, мотор,
                      чтоб нас довез
до звезд
              и до луны,
хотя луна
                и масса звезд
совсем отдалены».

Летчику хорошо,
а матросу –
                     лучше,
я б в матросы пошел,
пусть меня научат.
У меня на шапке лента,
на матроске
                    якоря.
Я проплавал это лето,
океаны покоря.
Напрасно, волны, скачете –
морской дорожкой
на реях и по мачте,
карабкаюсь кошкой.
Сдавайся, ветер вьюжный,
сдавайся, буря скверная,
открою
           полюс
                      Южный,
а Северный –
                       наверное.

Книгу переворошив,
намотай себе на ус –
все работы хороши,
выбирай
              на вкус!

Дата создания: 1928 г.

Анализ стихотворения Маяковского «Кем быть?»

Положительные образы взрослых, созданные в детской поэзии Маяковского, заняты созидательным трудом на благо нового общества. Каждый из персонажей обладает определенной профессией, выступает как специалист своего дела, уверенно владеющий конкретным ремеслом. Поэт считает нужным и полезным рассказывать детям, как появляется тот или иной продукт. В произведении «Конь-огонь» детская игрушка становится результатом слаженного труда энергичных и доброжелательных людей разных профессий.

В стихотворном тексте 1928 г., ставшим классикой советской литературы, автор продолжает искреннюю эмоциональную беседу, определяющую моральные жизненные ориентиры маленьких граждан. Вопрос, составивший название произведения, указывает на тематику разговора – выбор профессии. Он звучит из уст подрастающего читателя Маяковского. Подобно ответственному отцу из «Что такое хорошо и что такое плохо», лирический герой терпеливо, доходчиво, с мягким юмором информирует ребенка об особенностях огромного мира профессий. Автор убежден: новой республике нужны самостоятельные, преданные своему делу люди, и воспитание подобных качеств является приоритетной педагогической целью.

Движущей силой композиции стихотворения выступает принцип игры. Юные слушатели по очереди примеряют на себя разные образы, словно карнавальные костюмы. Вдоволь наигравшись и прочувствовав внешнюю специфику профессии, они обращается к следующему занятию. Сигналом перемены темы служит рефрен.

Интересно, что изображение трудовых будней дано с точки зрения, совмещающей взрослое и детское восприятия. Манипуляции доктора, его вопросы и назначения, или преимущества работы кондуктора, с удовольствием разъезжающего в трамвае, – эти и другие детали свидетельствуют об особой позиции субъекта речи, которая моделирует оригинальное художественное пространство текста. Именно она определяет специфику конкретных тропов: деревянные стружки кажутся «желтыми игрушками», а машина «фырчит», как ездовые животные.

Экспрессию игры передают многочисленные средства звукописи и ритмики, которыми мастерски владеет поэт. Наиболее выразительные примеры – в эпизодах, передающих быстрый ход автомобиля и шум в сборочном цехе.

Центральное место в перечислении картинок-миниатюр принадлежит образам рабочих, занятых в сфере транспортного машиностроения. Здесь достигает кульминации тема радостного единения, сплоченного творческого труда, знаковая для поэтики Маяковского.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах