Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Владимир Маяковский

«Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковский

Крошка сын
                   к отцу пришел,
и спросила кроха:
– Что такое
                    х о р о ш о
и что такое
                  п л о х о? –
У меня
           секретов нет, –
слушайте, детишки, –
папы этого
                  ответ
помещаю
                в книжке.

– Если ветер
                       крыши рвет,
если
        град загрохал, –
каждый знает –
                          это вот
для прогулок
                     плохо.

Дождь покапал
                        и прошел.
Солнце
            в целом свете.
Это –
           очень хорошо
и большим
                  и детям.

Если
        сын
               чернее ночи,
грязь лежит
                    на рожице, –
ясно,
        это
              плохо очень
для ребячьей кожицы.

Если
        мальчик
                      любит мыло
и зубной порошок,
этот мальчик
                     очень милый,
поступает хорошо.

Если бьет
                 дрянной драчун
слабого мальчишку,
я такого
             не хочу
даже
        вставить в книжку.

Этот вот кричит:
                           – Не трожь
тех,
      кто меньше ростом! –
Этот мальчик
                      так хорош,
загляденье просто!

Если ты
              порвал подряд
книжицу
              и мячик,
октябрята говорят:
плоховатый мальчик.

Если мальчик
                       любит труд,
тычет
          в книжку
                        пальчик,
про такого
                 пишут тут:
он
    хороший мальчик.

От вороны
                 карапуз
убежал, заохав.
Мальчик этот
                      просто трус.
Это
      очень плохо.

Этот,
         хоть и сам с вершок,
спорит
           с грозной птицей.
Храбрый мальчик,
                             хорошо,
в жизни
             пригодится.

Этот
        в грязь полез
                              и рад,
что грязна рубаха.
Про такого
                 говорят:
он плохой,
                 неряха.

Этот
        чистит валенки,
моет
        сам
               галоши.
Он
     хотя и маленький,
но вполне хороший.

Помни
           это
                 каждый сын.
Знай
        любой ребенок:
вырастет
               из сына
                            свин,
если сын –
                    свиненок.

Мальчик
              радостный пошел,
и решила кроха:
«Буду
          делать х о р о ш о,
и не буду –
                    п л о х о».

Дата создания: 1925 г.

Анализ стихотворения Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Поэтическое наследие Маяковского, предназначенное для маленьких читателей, исполнено оптимистических интонаций. Его юным адресатам открывается огромный мир – молодой, радостный, населенный трудолюбивыми и уверенными в себе взрослыми. Персонажами художественного текста «Гуляем» становятся отважный красноармеец, умные комсомольцы, рабочий и крестьянин, народный депутат, борющийся за детское счастье, ласковая няня. Галерея положительных образов предвосхищает героев произведения «Кем быть?», появившегося тремя годами позднее. Автор дает однозначную оценку всем персонажам, не обходя вниманием и отвратительных бездельников: глупых старух-богомолок, буржуя, болтливую даму. Стремясь быть честным и логичным до конца, поэт разводит по разным сторонам даже животных: чистого кота он относит к числу положительных примеров, а грязную собачку – отрицательных.

В хрестоматийном творении, созданном и опубликованном в 1925 г., также присутствуют наставительные и доверительные интонации. Яркая и понятная образная структура, искренность, четкая строфика, неповторимый стиль – сильные стороны стихотворного текста обеспечили его популярность у современных читателей.

Непривычно длинное название произведения демонстрирует основную антитезу, на которой построена его композиция. Отвлеченные моральные категории трактуются с точки зрения, понятной малышу: «хорошо» и «плохо». Право рассказать о нравственных ориентирах поэт доверяет отцу «крошки сына» – персонажу, близкому и авторитетному для юных слушателей.

Кодекс поведения, подобно мозаике, складывается из отдельных эпизодов, демонстрирующих варианты похвальных или предосудительных поступков. Череда примеров начинается с описания погоды, подходящей или препятствующей прогулкам. Затем отец обращается к образам мальчиков. Грязнуля, драчун, неряха, трус размещаются на отрицательном полюсе. Трудолюбивые и смелые ребята, соблюдающие чистоту и порядок, бережно относящиеся к вещам, провозглашаются примером для подражания.

Финальный эпизод построен с учетом особенностей детской психологии, не утратившим актуальности и в современном прочтении. Отец заканчивает свою речь обобщением, ставшим афоризмом: вредные привычки, возникшие в ранние годы, склонны перерастать во взрослые. Честный разговор на серьезные темы вызывает у ребенка благодарность и радостное удовлетворение. «Кроха» усваивает сложный предмет и приобретает бесценный опыт самостоятельного решения – следовать жизненной дорогой, обозначенной пометами «хорошо».

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах