Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Владимир Маяковский

«Что такое хорошо и что такое плохо?» В. Маяковский

Крошка сын
          к отцу пришел,
и спросила кроха:
– Что такое
          хорошо
и что такое
         плохо? –
У меня
      секретов нет, –
слушайте, детишки, –
папы этого
         ответ
помещаю
        в книжке.

– Если ветер
            крыши рвет,
если
    град загрохал, –
каждый знает –
             это вот
для прогулок
           плохо.

Дождь покапал
            и прошел.
Солнце
      в целом свете.
Это –
      очень хорошо
и большим
         и детям.

Если
    сын
        чернее ночи,
грязь лежит
          на рожице, –
ясно,
    это
       плохо очень
для ребячьей кожицы.

Если
    мальчик
           любит мыло
и зубной порошок,
этот мальчик
           очень милый,
поступает хорошо.

Если бьет
         дрянной драчун
слабого мальчишку,
я такого
       не хочу
даже
    вставить в книжку.

Этот вот кричит:
              – Не трожь
тех,
   кто меньше ростом! –
Этот мальчик
           так хорош,
загляденье просто!

Если ты
       порвал подряд
книжицу
       и мячик,
октябрята говорят:
плоховатый мальчик.

Если мальчик
            любит труд,
тычет
     в книжку
            пальчик,
про такого
         пишут тут:
он
  хороший мальчик.

От вороны
         карапуз
убежал, заохав.
Мальчик этот
           просто трус.
Это
   очень плохо.

Этот,
     хоть и сам с вершок,
спорит
      с грозной птицей.
Храбрый мальчик,
               хорошо,
в жизни
       пригодится.

Этот
    в грязь полез
               и рад,
что грязна рубаха.
Про такого
         говорят:
он плохой,
         неряха.

Этот
    чистит валенки,
моет
    сам
        галоши.
Он
   хотя и маленький,
но вполне хороший.

Помни
      это
         каждый сын.
Знай
    любой ребенок:
вырастет
        из сына
              свин,
если сын –
          свиненок.

Мальчик
       радостный пошел,
и решила кроха:
«Буду
     делать хорошо,
и не буду –
          плохо».

1925 г.
Из цикла «Стихи детям».

Анализ стихотворения Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Поэтическое наследие Маяковского, предназначенное для маленьких читателей, исполнено оптимистических интонаций. Его юным адресатам открывается огромный мир – молодой, радостный, населенный трудолюбивыми и уверенными в себе взрослыми. Персонажами художественного текста «Гуляем» становятся отважный красноармеец, умные комсомольцы, рабочий и крестьянин, народный депутат, борющийся за детское счастье, ласковая няня. Галерея положительных образов предвосхищает героев произведения «Кем быть?», появившегося тремя годами позднее. Автор дает однозначную оценку всем персонажам, не обходя вниманием и отвратительных бездельников: глупых старух-богомолок, буржуя, болтливую даму. Стремясь быть честным и логичным до конца, поэт разводит по разным сторонам даже животных: чистого кота он относит к числу положительных примеров, а грязную собачку – отрицательных.

В хрестоматийном творении, созданном и опубликованном в 1925 г., также присутствуют наставительные и доверительные интонации. Яркая и понятная образная структура, искренность, четкая строфика, неповторимый стиль – сильные стороны стихотворного текста обеспечили его популярность у современных читателей.

Непривычно длинное название произведения демонстрирует основную антитезу, на которой построена его композиция. Отвлеченные моральные категории трактуются с точки зрения, понятной малышу: «хорошо» и «плохо». Право рассказать о нравственных ориентирах поэт доверяет отцу «крошки сына» – персонажу, близкому и авторитетному для юных слушателей.

Кодекс поведения, подобно мозаике, складывается из отдельных эпизодов, демонстрирующих варианты похвальных или предосудительных поступков. Череда примеров начинается с описания погоды, подходящей или препятствующей прогулкам. Затем отец обращается к образам мальчиков. Грязнуля, драчун, неряха, трус размещаются на отрицательном полюсе. Трудолюбивые и смелые ребята, соблюдающие чистоту и порядок, бережно относящиеся к вещам, провозглашаются примером для подражания.

Финальный эпизод построен с учетом особенностей детской психологии, не утратившим актуальности и в современном прочтении. Отец заканчивает свою речь обобщением, ставшим афоризмом: вредные привычки, возникшие в ранние годы, склонны перерастать во взрослые. Честный разговор на серьезные темы вызывает у ребенка благодарность и радостное удовлетворение. «Кроха» усваивает сложный предмет и приобретает бесценный опыт самостоятельного решения – следовать жизненной дорогой, обозначенной пометами «хорошо».

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийДлинные стихи


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах