Эпистола
Удивительно, как много разных жанров существует в поэзии! Порой литература берёт что-то у обычной жизни и превращает в произведение искусства. Так, например, произошло с письмами. До некоторых пор они были совершенно тривиальным явлением. Посредством писем люди контактировали с различными учреждениями, сообщали друг другу о повседневных радостях и заботах. Но в какой-то момент на такие послания обратили внимание художники слова, писатели и поэты. Так родился эпистолярный жанр.
Отдельное поэтическое произведение в этом направлении называется эпистолой (ударение падает на букву «и»). Термин происходит от греческого слова «epistole», которое переводится как «послание, письмо». Главные особенности произведений в этом жанре – это особый стиль речи и композиция. Эпистолярный стиль речи предполагает наличие доверительного тона, частых обращений к адресату. Поскольку эпистола – это выражение личных чувств и эмоций поэта, то в стихотворении применяется сочетание литературного и разговорного языка. Этот же фактор обусловливает композицию произведения. Как и в обычном письме, в эпистоле должно присутствовать начало, основная часть и концовка, в которой содержатся выводы, слова прощания, выражаются надежды на ответ и т. д. Иногда в таком произведении может содержаться постскриптум – приписка после подписи.
Эта литературная форма возникла ещё в древнеегипетскую эпоху. Родоначальником считают фараона Джедкару Исеси, который оставил множество писем своим визирям. Большинство произведений в этот период имели наставительный характер и были написаны прозой. Одним из первых писать послания в стихах начал древнеримский поэт Гораций. Он создал несколько знаковых произведений, в которых обозначились основные признаки жанра – диалоговая или монологовая форма речи, наличие адресата, обращений, доброжелательный интимный тон повествования.
Если б художнику вдруг к голове человека приставить
Вздумалось шею коня, разукрасивши в пёстрые перья,
Члены отвсюду собрав, чтоб уродливо чёрною рыбой
Кончилась женщина, сверху прекрасная, и довелось бы
Видеть вам это, друзья, вы могли б удержаться от смеха?«Послание к Пизонам», Гораций, перевод А. В. Артюшкова.
Вслед за Горацием к эпистолярной форме прибегали такие авторы, как Овидий, Клавдиан, Сенека и др. Античная традиция была продолжена французскими поэтами в XVI – XVIII вв. Широко известны стихотворные послания, вышедшие из-под пера таких авторов, как Клеман Маро, Никола Буало-Депрево, Вольтер и др. Эпистолы писали в Англии (Александр Поуп, «Элоиза к Абеляру», «Опыт о человеке»), в Италии (Г. Кьябрера, «Семейные письма»), в Германии (Иоганн Гёте, «Два послания о чтении плохих книг»; Фридрих Шиллер, «Au Goethe, als er den Mahomet des Voltaire auf die Bühne brachte»).
Большое влияние французская эпистолярная поэзия оказала на русскую литературу. Первые послания в стихах встречаются уже в XVIII веке в творчестве В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова, А. Д. Кантемира и др.
Скажи, Шумилов, мне: на что сей создан свет?
И как мне в оном жить, подай ты мне совет.
Любезный дядька мой, наставник и учитель,
И денег, и белья, и дел моих рачитель!
Боишься бога ты, боишься сатаны,
Скажи, прошу тебя, на что мы созданы?«Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке», Д. И. Фонвизин.
О нежные сестрицы неразлучны!
Сопутницы прекрасного всего!
Сама краса не стоит ничего,
Черты её бездушны, вялы, скучны,
Коль, вашего знакомства лишена,
Жеманится без прелестей она.
О грации! позвольте пленну вами
Пред жертвенник священный ваш предстать…«Послание трём грациям», Я. Б. Княжнин.
Наибольшего развития жанр достиг в начале XIX столетия. Литературное наследие этого периода изобилует посланиями на всевозможные темы. Это неудивительно, ведь форма эпистолы не накладывает ограничений ни на объём произведения, ни на его содержание. В творчестве различных авторов, среди которых выделяются В. А. Жуковский, Н. М. Карамзин, А. С. Пушкин, можно обнаружить задумчивые философские эпистолы, торжественные посвящения, легкомысленные записки в стихах, наполненные нежностью послания к возлюбленным, трогательные письма друзьям и т. д. Вот несколько отрывков из известных стихотворений:
Штабс-капитану, Гёте, Грею,
Томсону, Шиллеру привет!
Им поклониться честь имею,
Но сердцем истинно жалею,
Что никогда их дома нет.«Записка к Жуковскому», А. С. Пушкин.
Любезный именинник,
О Пущин дорогой!
Прибрел к тебе пустынник
С открытою душой;
С пришельцем обнимися –
Но доброго певца
Встречать не суетися
С парадного крыльца.
Он гость без этикета,
Не требует привета
Лукавой суеты;
Прими ж его лобзанья
И чистые желанья
Сердечной простоты!«К Пущину», А. С. Пушкин.
Когда летящие отвсюду шумны клики,
В один сливаясь глас, тебя зовут: великий!
Что скажет лирою незнаемый певец?
Дерзнёт ли свой листок он в тот вплести венец,
Который для тебя вселенная сплетает?..
О русский царь, прости! невольно увлекает
Могущая рука меня к мольбе в тот храм,
Где благодарностью возжённый фимиам
Стеклися в дар принесть тебе народы мира –
И, радости полна, сама играет лира.«Императору Александру. Послание», В. А. Жуковский.
Вековать ли нам в разлуке?
Не пора ль очнуться нам?
И простерть друг другу руки –
К нашим кровным и друзьям?..Веки мы слепцами были –
И, как жалкие слепцы,
Мы блуждали, мы бродили,
Разбрелись во все концы…«К Ганке», Ф. И. Тютчев.
С середины XIX века популярность жанра идёт на спад. Уже в произведениях М. Ю. Лермонтова и Ф. И. Тютчева наблюдается отступление от принципов жанра, эпистолы становятся больше похожими на обычные лирические стихотворения. Тем не менее некоторые поэты продолжают обмениваться стихотворными посланиями. Интересные образцы эпистол можно найти в творческом наследии Вячеслава Иванова, А. А. Блока, Ю. Н. Верховского. Ещё реже встречаются письма в стихах у современных авторов. Вот пример такого произведения:
«Посреди высотных башен
вид гуляющего…» Как,
как там дальше? Страшен? Страшен.
Но ведь был же, Миша, знак,
был же звук! И, бедный слух
напрягая, замираем,
отгоняя, словно мух,
актуальных мыслей стаи,
отбиваемся от рук,
от мильона липких рук,
от наук и от подруг.
Воздух горестный вдыхая,
синий воздух, нищий дух.«Эпистола о стихотворстве», Т. Ю. Кибиров.