«Раздумье (Ночь темна. Мы одни…)» А. Белый
Посвящается памяти Вл. С. СоловьеваНочь темна. Мы одни.
Холод. Ветер ночной
деревами шумит. Гасит в поле огни.
Слышен зов: «Не смущайтесь… я с вами… за мной!..»И не знаешь, кто там.
И стоишь, одинок.
И боишься довериться радостным снам.
И с надеждой следишь, как алеет восток.В поле зов: «Близок день.
В смелых грезах сгори!»
Убегает на запад неверная тень.
И всё ближе, всё ярче сиянье зари.Дерева шелестят:
«То не сон, не обман»…
Потухая, вверху робко звезды блестят…
И взывает пророк, проходя сквозь туман.
Февраль 1901 г.
Сборник «Золото в лазури» (1904). Цикл «Багряница в терниях».
Анализ стихотворения Андрея Белого «Раздумье»
«Раздумье» – последнее стихотворение цикла «Багряница в терниях» сборника «Золото в лазури». Оно посвящено Владимиру Сергеевичу Соловьёву, известному русскому философу. Этот человек стал идейным вдохновителем молодого поэта. Собственно, даже название сборника является отсылкой к его учению о Софии (душе мира). Как сообщает А. Белый в своих воспоминаниях (сборник статей «Арабески»), идея Софии родилась у Соловьёва в результате видения, «пронизанного «лазурью золотистой».
В очерке, посвящённом Соловьёву, поэт рассказывает о том, каким запомнил мыслителя. Ещё в детстве поэт встретил философа, и тот запал в его память как добрый мудрец с облаком взлохмаченных седых волос. Только посоха не хватало Соловьёву для полного сходства с восточным дервишем или волхвом.
Отголоски этих впечатлений раздаются в стихотворении «Раздумье». Эпиграф гласит «Посвящается памяти Вл. С. Соловьёва», то есть, произведение написано тогда, когда сам философ покинул этот мир. Оттого начальные слова стихотворения печальны. Вместе с автором читатель попадает в неприютную холодную ночь. Чтобы усилить ощущение окутывающего одиночества, поэт использует короткие фразы. Предложения звучат отрывисто, словно тают, едва прозвенев в морозном воздухе.
Но уже совсем скоро тон стихотворения меняется. Герои, в числе которых присутствует и сам автор, слышат знакомый голос. Ветер доносит ободряющее послание: «Не смущайтесь… я с вами… за мной!..». Наступает замешательство. Поэт использует анафору, чтобы показать, как много чувств обуревает его.
И не знаешь, кто там.
И стоишь, одинок.
И боишься довериться радостным снам.
И с надеждой следишь, как алеет восток.
Здесь мы видим и страх, и недоверчивое ожидание, и светлое предчувствие. Неспроста автор упоминает разгорающуюся на востоке зарю. Этот живописный образ указывает на философские концепции экуменизма и панмонголизма, разработанные Владимиром Сергеевичем Соловьёвым и заключающиеся в идее об объединении всех наций, в котором движущей силой станут восточные народы.
Снова полный надежды призыв разносится над полями. На этот раз голос обещает наступление нового дня, что, несомненно, является метафорой идеи Соловьёва о новой эпохе, в которой человечество объединится и станет жить в согласии с Божьими заповедями. Как бы подтверждая эти слова, герой замечает, что «неверная тень», т. е. эра неправедности и заблуждений, исчезает, «убегает на запад», как и предсказывал философ в своих рассуждениях о покорении западных цивилизаций новыми течениями.
В финале мы видим самого чудесно воскресшего мудреца. Показательно, что он выступает из облака тумана, которое символизирует забытье и невнимание к его учению. Сама природа показывает, что философ оказался прав: могучие деревья шумят, знаменуя возвращение мыслителя, и звёзды смущённо прячутся от сияния его мудрости.