«Русская песня (В поле ветер веет…)» А. Кольцов
В поле ветер веет,
Травку колыхает,
Путь, мою дорогу
Пылью покрывает.Выходи ж ты, туча,
С страшною грозою,
Обойди свет белый,
Закрой темнотою.Молодец удалый
Соловьём засвищет!
Без пути – без света
Свою долю сыщет.Что ему дорога!
Тучи громовые!
Как придут по сердцу –
Очи голубые!Что ему на свете
Доля не людская,
Когда его любит –
Она, молодая!
10 июля, утро, 12 часов, 1838 г., Москва.
Анализ стихотворения «Русская песня (В поле ветер веет…)»
Герои русского фольклора были первыми литературными героями, с которыми познакомился юный Алеша Кольцов – в первой услышанной им песне, в сказке, в первой узнанной игре. Народное искусство последовало за ним и во взрослую жизнь, питая его творчество, как живой родник.
Стихотворение «В поле ветер веет…» написано А. В. Кольцовым в зрелом возрасте, в 1838 году, но в нем чувствуется несомненное влияние народной бытовой песни. Строки «Песни» нанизаны, как на нить, казалось бы, без видимой связи, но каждая строфа при этом глубоко содержательна.
Лирическое стихотворение носит характер песни-раздумья, раскрывающей чувства и мысли лирического героя. Начало этой песни не простой образ покрытого пылью поля: от этой картины совершается переход – призыв к природной стихии, все очищающей грозе. Далее в стихотворении проявляются черты былинного эпоса – появляется образ удалого молодца, которому нипочем непогода и дальняя дорога. Этот идеализированный образ – отсылка к славному историческому прошлому русского народа.
Текст «Русской песни» содержит следующие средства художественной выразительности:
- эпитеты – «белый свет», «молодец удалый», «тучи громовые», «страшная гроза»;
- контекстные синонимы – «путь», «дорога»;
- ряды однородных членов предложения – «веет, колыхает, покрывает», «выходи, обойми, закрой» – они помогают всесторонне описать природные явления и чаяния героя;
- обращение «туча» – оно фиксирует внимание и поддерживает эмоциональное напряжение;
- контекстные антонимы «белый свет» и «темнота» употребляются для создания контраста;
- риторические восклицания – «Молодец … засвищет!», «Что ему дорога!», «Тучи громовые!», «Как придут … очи голубые!», «Когда … любит … молодая!» – которые использованы для описания молодецкой удали, молодого задора лирического героя;
- инверсию – «молодец удалый», «тучи громовые», «очи голубые», «доля не людская» – она применяется для стилизации текста «под старину» и создания рифмы;
- парцелляцию (членение предложения) – «Что ему дорога! Тучи громовые!» – она используется для акцента на эмоциональном накале, отчаянной смелости русского богатыря;
- эллипсис – «(что ему) тучи громовые» – помогает выделить главное без потери смысла;
- синекдоху – «закрой темнотою»;
- метафору – «соловьем засвищет».
Нельзя не отметить, что обороты «как придут по сердцу», «когда его любит» употребляются в значении «если», то есть для обозначения условия: молодцу нипочем и гроза, и злая судьба, если есть взаимность в любви. Удивительная мелодика стиха стала причиной того, что он положен на музыку, как и многие другие произведения поэта.