Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Алексей Кольцов, Анализ стихотворений

«Русская песня (В поле ветер веет…)» А. Кольцов

В поле ветер веет,
Травку колыхает,
Путь, мою дорогу
Пылью покрывает.

Выходи ж ты, туча,
С страшною грозою,
Обойди свет белый,
Закрой темнотою.

Молодец удалый
Соловьём засвищет!
Без пути — без света
Свою долю сыщет.

Что ему дорога!
Тучи громовые!
Как придут по сердцу —
Очи голубые!

Что ему на свете
Доля не людская,
Когда его любит —
Она, молодая!

10 июля, утро, 12 часов, 1838, Москва.

Анализ стихотворения «Русская песня (В поле ветер веет…)»

Герои русского фольклора были первыми литературными героями, с которыми познакомился юный Алеша Кольцов – в первой услышанной им песне, в сказке, в первой узнанной игре. Народное искусство последовало за ним и во взрослую жизнь, питая его творчество, как живой родник.

Стихотворение «В поле ветер веет…» написано А. В. Кольцовым в зрелом возрасте, в 1838 году, но в нем чувствуется несомненное влияние народной бытовой песни. Строки «Песни» нанизаны, как на нить, казалось бы, без видимой связи, но каждая строфа при этом глубоко содержательна.

Лирическое стихотворение носит характер песни-раздумья, раскрывающей чувства и мысли лирического героя. Начало этой песни не простой образ покрытого пылью поля: от этой картины совершается переход — призыв к природной стихии, все очищающей грозе. Далее в стихотворении проявляются черты былинного эпоса — появляется образ удалого молодца, которому нипочем непогода и дальняя дорога. Этот идеализированный образ – отсылка к славному историческому прошлому русского народа.

Текст «Русской песни» содержит следующие средства художественной выразительности:

  • эпитеты – «белый свет», «молодец удалый», «тучи громовые», «страшная гроза»;
  • контекстные синонимы — «путь», «дорога»;
  • ряды однородных членов предложения – «веет, колыхает, покрывает», «выходи, обойми, закрой» — они помогают всесторонне описать природные явления и чаяния героя;
  • обращение «туча» — оно фиксирует внимание и поддерживает эмоциональное напряжение;
  • контекстные антонимы «белый свет» и «темнота» употребляются для создания контраста;
  • риторические восклицания — «Молодец … засвищет!», «Что ему дорога!», «Тучи громовые!», «Как придут … очи голубые!», «Когда … любит … молодая!» — которые использованы для описания молодецкой удали, молодого задора лирического героя;
  • инверсию – «молодец удалый», «тучи громовые», «очи голубые», «доля не людская» — она применяется для стилизации текста «под старину» и создания рифмы;
  • парцелляцию (членение предложения) – «Что ему дорога! Тучи громовые!» — она используется для акцента на эмоциональном накале, отчаянной смелости русского богатыря;
  • эллипсис – «(что ему) тучи громовые» — помогает выделить главное без потери смысла;
  • синекдоху – «закрой темнотою»;
  • метафору – «соловьем засвищет».

Нельзя не отметить, что обороты «как придут по сердцу», «когда его любит» употребляются в значении «если», то есть для обозначения условия: молодцу нипочем и гроза, и злая судьба, если есть взаимность в любви. Удивительная мелодика стиха стала причиной того, что он положен на музыку, как и многие другие произведения поэта.


Анализы стихотворений:
Анненский; Асадов; Ахматова; Бальмонт; Белый; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Друнина; Евтушенко; Есенин; Заболоцкий; Клюев; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Хлебников; Цветаева
И не только:
Апухтин; Баратынский; Батюшков; Державин; Жуковский; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Ломоносов; Майков; Некрасов; Полонский; Суриков; Толстой; Тютчев; Фет; Языков.

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах