Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Справочник для учащихся и начинающих авторов » Требования к слогу поэта

Арготизмы

Русская речь включает в себя множество компонентов. Мы имеем в виду группы слов, которые не входят в литературный язык, но так или иначе присутствуют в нашей речи, прозаических и поэтических произведениях, иногда в средствах массовой информации и т. д. К ним относятся диалектизмы, неологизмы, всевозможные жаргонизмы и другая лексика. Среди них особое место занимает арго, язык внутри языка, использующийся членами закрытой социальной группы и часто непонятных другим носителям русского. Рассмотрим, что такое арго и арготизмы.

Прежде чем приступить к изучению этого феномена, следует сказать, что в науке нет единого мнения о том, чем отличается арго от жаргона и сленга. И то, и другое, и третье обозначают группу слов, употребляющуюся членами определённой социальной группы. Однако чаще термин «сленг» применяется по отношению к молодёжной речи, а «жаргон» – к языку профессионалов.

Арго же (от французского «argot» – «жаргон») трактуют как язык закрытой социальной группы, отличающийся специфической лексикой и особенностями её употребления. Арго не имеет собственной грамматики и фонетической системы, лексемы образуются и функционируют согласно нормам основного языка (в нашем случае русского). Арго вырабатывается для языкового обособления социальной группы от других членов общества. Таким образом, люди, пользующиеся таким языком, могут отличать «своих» от чужаков. Также арго часто выступает тайным языком, который позволяет общаться с единомышленниками, не опасаясь, что окружающие поймут, о чём идёт речь.

Единицы языка называются арготизмами. В отличие от жаргонных слов они могут использоваться не только членами определённой социальной группы, но и проникать в речь других людей.

Чаще всего, когда говорят об арго, имеют в виду язык заключённых («феня»). Считается, что он произошёл от офенского наречия, возникшего на Руси в средневековую эпоху. Этот диалект был распространён среди бродячих торговцев иконами («офени»), которые с его помощью передавали друг другу важную информацию, не предназначенную для чужих ушей. Со временем это наречие стало языком нищих, бродяг, а затем и заключённых. Уголовный жаргон пополнялся благодаря заимствованиям из других языков, например иврита, греческого языка и финно-угорских диалектов.

Приведём несколько слов из этого социолекта.

  • базарить – вести пустой разговор;
  • блат – связи, использующиеся в корыстных целях, либо общее название преступного;
  • кидать – обокрасть, обмануть;
  • мандраж – испуг, нервозность и т. д.

Арготизмы обычно используются в разговорной речи, но могут употребляться и в литературе. Исследователи в целом неодобрительно относятся к этому явлению, так как агро имеет вульгарную окраску и размытый характер, т. е. слово или выражение может иметь несколько значений. Однако в некоторых случаях употреблении арготизмов уместно. Вот несколько причин, почему эти слова применяются в художественном произведении:

1. Создание портрета персонажа. Понятно, что если поэт или писатель описывает персонажа, который относится к преступной группировке, то ему следует подбирать для его речи специфические слова. такой герой не может изъясняться на изящном литературном языке, ведь это будет выглядеть фальшиво.

2. Изображение определённой эпохи или социальной среды. В качестве примера можно привести пьесу Максима Горького «На дне», персонажи которой часто пользуются арготической лексикой.

3. Имитация особой речи в дидактических целях. Арготизмы в этом случае могут применяться для того, чтобы адресат, для которого такой язык привычен, мог лучше понять высказывание автора.

4. Акцентирование автором своей принадлежности к данной среде.

5. Отсутствие достаточно экспрессивного синонима для выражения настроения автора.

6. Создание сатиры, высмеивание уголовной культуры.

Вот отрывок из современного стихотворения, в котором используются аргозизмы:

Он интригой придворную
Разведён был, как фраер,
Хитрой пятой колонную
Во главе с Мардехаем.

Подкрадались таинственно
И мочили в сортире.
Всё про это написано
В Белой книге Эсфири.

«Текст для программы посвященной 90-летию Февральской революции и празднику Пурим», В. О. Емелин.

Фраер – неопытный вор, жертва. Мочить – избивать.

Арготическая лексика встречается в произведениях В. С. Высоцкого, В. Т. Шаламова, А. И. Солженицына, Л. М. Леонова, Г. Медынского и др. Наиболее часто подобные слова используются в творчестве авторов, так или иначе связанных с уголовной средой, повествующих о своём опыте взаимодействия с ней или воспевающими её.



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах