Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Иван Крылов

«Слон и Моська» И. Крылов

          По улицам Слона водили,
               Как видно напоказ –
Известно, что Слоны в диковинку у нас –
     Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
          И лаять, и визжать, и рваться,
          Ну, так и лезет в драку с ним.
          «Соседка, перестань срамиться»,
Ей шавка говорит: «тебе ль с Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
                    Вперед
И лаю твоего совсем не примечает». –
     «Эх, эх!» ей Моська отвечает:
     «Вот то-то мне и духу придает,
          Что я, совсем без драки,
     Могу попасть в большие забияки.
          Пускай же говорят собаки:
          «Ай, Моська! знать она сильна,
               Что лает на Слона!»

Не позднее начала ноября 1808 г.
«И. А. Крылов. Полное собрание сочинений. Т. 3.» Раздел «Басни. Книга третья».

Анализ, мораль басни Крылова «Слон и Моська»

Басня И. А. Крылова увидела свет осенью 1808 года. Необычный сюжет навеяла старинная гравюра со слоном и вечный порок любопытства и тщеславия, вечная дилемма «быть» и «казаться». Эпиграфом басни могла бы прослужить пословица – «Пустой бочонок громче гремит».

Нарицательное слово «моська» – собирательное название всех небольших собак (по некоторым данным – комнатных), в контексте басни приобретающее вид перифраза. На контрасте с Моськой Слон является олицетворением спокойной силы, уверенности и выдержки: недаром у него нет ни одной реплики. Он сдержанно реагирует и на шум надоедливой толпы, и на беснование Моськи.

В тексте басни имеются архаизмы: «увидевши» – устаревшая форма деепричастия «увидев», устаревшая форма наречия «знать» в значении «наверное», «отколе» – «откуда», побудительное междометие «ну» в значении «давай», глагол «срамиться» в значении «позориться», устаревшие падежные формы «лаю не примечает» и «духу придает», разговорные фразеологизмы – «отколе не возьмись» в значении «неожиданно, внезапно» «духу придает» – в значении «воодушевляет, поощряет».

Среди других средств художественной выразительности – метафора – «лезет в драку», антитеза – «ты хрипишь…, а он …идет и не примечает», лексический повтор – «Эх, эх!», эллипсис – «навстречу Моська им (бежит)», ирония – «тебе ли со Слоном возиться?», инверсия – «навстречу Моська им», «уж ты хрипишь», «говорят собаки», «он себе идет», каждое из которых является настоящей жемчужиной русской словесности.

В тексте басни «Слон и Моська» содержится ряд однородных сказуемых – «метаться (в значении «бросаться»), и лаять, и визжать, и рваться», которые не только подчеркивают быструю смену событий, но и являются примером многосоюзия.

Для изложения истинных мотивов Моськи поэт использует вопросно-ответную форму, риторические восклицания – «Ай, Моська! знать, она сильна…!», «Эх,эх!» – и риторический вопрос – «…тебе ли… возиться?»
Басня содержит ассонанс – первое четверостишие содержит 11 букв «о», что является аллюзией на толпу прохожих с приоткрытыми ртами – и аллитерацию: появление в сюжете образа Моськи в следующем четверостишии сопровождает обилие свистяще-шипящих звуков «ш», «с», «з», «зж», которые наряду с многочисленными «р» («перестань срамиться») является аллюзией суеты, собачьего рычания и лая.

Текст наполнен действием, поэтому включает всего один яркий эпитет – «большие забияки (задиры)». Используя его, Моська выдает желаемое за действительное. Ее задача – создать себе весомую репутацию, прослыть грозой всех собак, произвести впечатление именно на них, а совсем не запугать Слона. Дворовая Шавка оказывается реально смотрящей на вещи и более мудрой, чем Моська с ее претензией на благородство. В этом видится отсылка к здравомыслию простого народа.

Автор басни осуждает воинствующее невежество людей, которые судят о чем-либо, не вникая в природу вещей и не понимая масштаба происходящих событий. Поэт осуждает притворство в самом, пожалуй, смешном его виде – имитации бурной деятельности, обличает трусость. Моська, поднимая шум, пытается «примерить» величие, приобрести вес за счет сопоставления со Слоном, ясно понимая, что ей ничего не угрожает. Басня необычайно актуальна в наши дни, когда в расчете на дешевую популярность, на пустой, не основанный ни на чем ажиотаж, люди, в том числе влиятельные и властные, но с мелкой душой, совершают не только бессмысленные, но и подлые поступки, порочат и преследуют и других людей.

Басня буквально разобрана на цитаты – русский баснописец без всякой морали преподает нам великий урок.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийБасни Крылова
Басни


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах