Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Евгений Баратынский

«Поцелуй» Е. Баратынский

Сей поцелуй, дарованный тобой,
Преследует моё воображенье:
И в шуме дня и в тишине ночной
Я чувствую его напечатленье!
Сойдёт ли сон и взор сомкнёт ли мой,
Мне снишься ты, мне снится наслажденье!
Обман исчез, нет счастья! и со мной
Одна любовь, одно изнеможенье.

<1822>

Анализ стихотворения Е. А. Баратынского «Поцелуй»

Стихотворение было написано в 1822 году, в пору его службы в Финляндии в составе пехотного полка. Тоска по родине, по женской ласке, вниманию усиливала меланхолические настроения молодого романтичного офицера. Поцелуй, возможно, случайный, отданный кокеткой, производит на лирического героя, ассоциированного с автором и испытывающего серьезное чувство, неизгладимое впечатление. Он спешит доверить его бумаге.

В небольшом по размеру произведении величайший русский поэт помещает массу средств художественной выразительности:

  • олицетворения – «поцелуй … преследует воображенье», «поцелуй дарованный», «сойдет сон» – их посредством автор очеловечивает поступки и даже чувства, стремясь точнее описать свое внутреннее состояние;
  • многосоюзие – «и в шуме …, и в тишине» – отражает постоянство лирического героя, его сосредоточенность на предмете любви – влюбленного не может отвлечь ничто;
  • антонимы – «шум» – «тишина» – позволяют изобразить среду пребывания лирического героя;
  • инверсия – «в тишине ночной», «взор мой», «снишься ты», «снится наслажденье» «сойдет сон» – выделяет конечное слово каждого сочетания, позволяет создать на нем смысловой акцент;
  • устаревшая лексика – «напечатленье (отпечаток)», «взор» (в данном контексте – глаза) – является приметой времени написания произведения, она придает изложению торжественность, подчеркивает высоту чувства;
  • риторические восклицания – «я чувствую его..!», «…снится наслажденье!», «нет счастья»» – придают изложению экспрессию, передают глубину волнения лирического героя;
  • синтаксический параллелизм – «сойдет ли…, сомкнет ли …» – описывает неизбежность исхода (ожидания личного счастья) при любом развитии событий;
  • анафора – «Мне снишься …, мне снится …», «одна любовь, одно изнеможенье» – позволяет точнее изложить авторскую мысль;
  • устаревшие формы слов – местоимения «сей (этот)» и имен существительных – «напечатленье», «наслажденье» – придают произведению патетические нотки;
  • однородные члены предложения – «сойдет … и сомкнет», «любовь, … изнеможенье» – позволяет точнее изобразить оттенки чувств.

Частотность личных и притяжательных местоимений создает доверительный фон, на котором разворачивается исповедь лирического героя, отклик которой найдется в душе любого нашего современника.



В лицей Пушкин поступил по блату. Набор составлял всего 30 человек. Помогли связи дяди, лично знавшего министра Сперанского.

Интересные факты: Пушкин занимал предпоследнее место по успеваемости в лицее. Особенно трудно ему давалась математика.

При этом в начале карьеры Есенин имитировал свое пьянство: асоциальный образ способствовал более успешному продвижению стихов.


Смотри также:



Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах