Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Евгений Баратынский

«Поцелуй» Е. Баратынский

Сей поцелуй, дарованный тобой,
Преследует моё воображенье:
И в шуме дня и в тишине ночной
Я чувствую его напечатленье!
Сойдёт ли сон и взор сомкнёт ли мой,
Мне снишься ты, мне снится наслажденье!
Обман исчез, нет счастья! и со мной
Одна любовь, одно изнеможенье.

<1822>

Анализ стихотворения Е. А. Баратынского «Поцелуй»

Стихотворение было написано в 1822 году, в пору его службы в Финляндии в составе пехотного полка. Тоска по родине, по женской ласке, вниманию усиливала меланхолические настроения молодого романтичного офицера. Поцелуй, возможно, случайный, отданный кокеткой, производит на лирического героя, ассоциированного с автором и испытывающего серьезное чувство, неизгладимое впечатление. Он спешит доверить его бумаге.

В небольшом по размеру произведении величайший русский поэт помещает массу средств художественной выразительности:

  • олицетворения – «поцелуй … преследует воображенье», «поцелуй дарованный», «сойдет сон» – их посредством автор очеловечивает поступки и даже чувства, стремясь точнее описать свое внутреннее состояние;
  • многосоюзие – «и в шуме …, и в тишине» – отражает постоянство лирического героя, его сосредоточенность на предмете любви – влюбленного не может отвлечь ничто;
  • антонимы – «шум» – «тишина» – позволяют изобразить среду пребывания лирического героя;
  • инверсия – «в тишине ночной», «взор мой», «снишься ты», «снится наслажденье» «сойдет сон» – выделяет конечное слово каждого сочетания, позволяет создать на нем смысловой акцент;
  • устаревшая лексика – «напечатленье (отпечаток)», «взор» (в данном контексте – глаза) – является приметой времени написания произведения, она придает изложению торжественность, подчеркивает высоту чувства;
  • риторические восклицания – «я чувствую его..!», «…снится наслажденье!», «нет счастья»» – придают изложению экспрессию, передают глубину волнения лирического героя;
  • синтаксический параллелизм – «сойдет ли…, сомкнет ли …» – описывает неизбежность исхода (ожидания личного счастья) при любом развитии событий;
  • анафора – «Мне снишься …, мне снится …», «одна любовь, одно изнеможенье» – позволяет точнее изложить авторскую мысль;
  • устаревшие формы слов – местоимения «сей (этот)» и имен существительных – «напечатленье», «наслажденье» – придают произведению патетические нотки;
  • однородные члены предложения – «сойдет … и сомкнет», «любовь, … изнеможенье» – позволяет точнее изобразить оттенки чувств.

Частотность личных и притяжательных местоимений создает доверительный фон, на котором разворачивается исповедь лирического героя, отклик которой найдется в душе любого нашего современника.



Если хочешь ты лимону,
Можешь кушать апельсин.
Если любишь Антигону,
То довольствуйся, мой сын,
Этой Фёклой престарелой,
Что в стряпне понаторела.

А. Блок в соавторстве с матерью А. А. Бекетовой. Написано 11 апреля 1898 г.

Лермонтов был арестован за стихотворение «Смерть поэта», написанное после гибели А. С. Пушкина. Текст назвали антиправительственным. От ссылки на Кавказ его спасло только вмешательство бабушки.

Друзья подшучивали над Лермонтовым за слабость к еде. Однажды товарищи даже угостили его булочками с древесными опилками. Поэт сначала не заметил ничего подозрительного и успел съесть несколько штук. Когда все выяснилось, он сильно обиделся.


Смотри также:



Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах